Дисграфия — это не смертельно

Дисграфия — это стойкое нарушение письма, проявляющееся в пропуске букв, слогов, перестановке или замене букв и слогов. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а впоследствии — в усвоении грамматики родного языка.

Ошибки, на первый взгляд нелепые, не являются результатом невнимательности учеников. В их основе лежат более глубинные причины.

Первая причина — несформированность фонематического слуха.

… Например, стоит искоренить у себя привычку (у кого она есть) говорить неуважительно об отсутствующем человеке, обсуждать личные подробности чужой жизни. Последите за собой, если у Вас есть такая склонность — лучше от неё избавиться заранее. Малыш может вспомнить Ваши слова тогда, когда Вы меньше всего этого ожидаете и хотите. Можно только догадываться, сколько раз он поставит Вас в неловкое положение. А позже он переймёт Вашу манеру и решит, что проявлять уважение к человеку надо только в его присутствии…

— из статьи «О планах и надеждах в воспитании детей»

Дети не различают фонем (звуков) родного языка. На письме это выражается в замене букв: «трупочка», «корький», «шушки», «черемука». Некоторые ученики не могут поставить ударение в слове, отсюда вытекают ошибки даже тогда, когда дети знают правила и могут подобрать проверочные слова.

Могут возникать ошибки, связанные с искажением или упрощением структуры слова: здоровье — «дрове», девочка — «девча». Возникают ошибки и по перестановке букв в слове: чулан — «чунал», ковром — «корвом».

Вторая причина — нарушение зрительного восприятия детей. Это так называемые оптические ошибки. Дети путают на письме д — б, о — а, и — у, т — п и некоторые другие буквы, причем, как прописные, так и заглавные. Третья причина — отставание в общеречевом развитии, когда из-за ошибочно сложившегося произношения и словосочетания возникают ошибки. На письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи. Учащиеся не могут согласовать прилагательные с существительными, существительные с числительными и так далее. Например, «у меня нет красных платья», «шесть белый грибов».

Бывает, когда дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, поэтому не могут на письме правильно обозначить границу предложения, как следствие, не применяют правило постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в начале предложения.

Бедность словарного запаса, не умение выразить свою мысль в виде развернутого предложения, приводят к тому, что у детей на более поздних этапах, возникают проблемы с написанием изложений и сочинений.

Приведу яркий пример дисграфии, представив работу ученика 2 класса Димы Пушкина, по которой можно сравнить работы вашего собственного ребенка.

Диктант.

Ежык.

Таня и Нана шлеоли полесу. Деовчки нашли ежа у еже колуче. Иголки этих иолок пугаеца дже волк. Ежык ест мышей девочки ни взял ежа пуст бекает полесу.

И все же дисграфия — это не болезнь. Выявив причины ошибок ребенка, с ними можно бороться, причем при грамотной корректирующей работе подавляющее большинство ошибок исчезает совсем.

Во-первых, должна вестись работа с логопедом еще в дошкольный период, которая будет предупреждать возможные ошибки, связанные как с устной речью, так и с пространственной ориентировкой.

Во-вторых, в первом классе учитель должен большое внимание уделять звуко — буквенному разбору слова, причем как простых, так и трудных слов (елка, маячок, конечно).

В — третьих, при работе с рядом орфограмм уделять внимание фонетической стороне слова. Так при изучении правописания Ь — обозначению мягкости согласного на письме. При изучении правописания непроизносимых согласных (счастье, окрестность) — звуковому составу слова. При изучении безударной гласной (тяжелый — тяжесть, вода — воды) — постановке ударения в словах.

Важным моментом работы педагога является психологическая поддержка детей — дисграфиков. Снятие напряжения во время письма, когда ребенок уверен, что его не накажут за ошибки, приводит к уменьшению количества самих ошибок.

Также необходимо учить ребенка — дисграфика проговаривать слова по слогам, вычленять первый, второй, шестой звук в слове. Составлять из слов предложения. Из предложений тексты. Если такую работу вести планомерно, не давя на ребенка и требуя мгновенных результатов, то, как правило, проблема дисграфии затухает или исчезает вовсе.

В нашу школу приводят детей — дисграфиков, и мы, на основе имеющегося опыта, успешно с ними работаем. Например, сейчас в четвертом классе учатся такие ребята как Грецов Саша, Шишин Дима, у которых процент ошибок снизился в десятки раз и достиг нормы — 2-3 за диктант, более того, Дима Шишин иногда пишет и вовсе без ошибок. Пришедший недавно во 2 класс Савич Миша так же стал писать гораздо грамотнее, во многом это связано с работой логопеда. Так что если вашему ребенку поставили «диагноз» дисграфия, не впадайте в панику — это исправимо.

Об авторе
Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, ещё не осознал цену жизни. (Чарльз Дарвин)
Поделиться

Вся информация на данном сайте приводится исключительно в ознакомительных целях и не может использоваться как рекомендация для самостоятельного лечения. Не занимайтесь самостоятельным лечение, обращайтесь к сертифицированным медицинским специалистам.

BINOW.RU © 2009 2016 Все права сохраняются за правообладателями.

При полном или частичном копировании указывать активную ссылку на BINOW.RU