Нашим детям приходится выдерживать колоссальную нагрузку: с одной стороны, «ненормированный» школьный день, занятия английским языком и в художественной школе, с другой – «злоупотребление» компьютерными играми и общение в интернете. Отпрыски буквально скрючиваются, сидя за партой и перед монитором компьютера. Неутешительные данные статистики говорят, что с каждым годом растет число детей, страдающих от различных заболеваний позвоночника.
С первого же дня в школе позвоночник ребенка испытывает повышенные нагрузки. Гиподинамия, неудобная мебель, отсутствие навыка правильной осанки – все это ухудшает состояние опорно-двигательного аппарата. Есть даже такой тип нарушения осанки, который иногда называют «школьным сколиозом» – именно так изгибается и поворачивается позвоночник в обычной «удобной», но неправильной позе при письме правой рукой.
— из лекции 1937 года «О воспитании детей»
Можно сказать, что без специальных мер профилактики плохая осанка гарантирована практически каждому школьнику. «Специальные меры» – звучит слишком грозно. На самом деле, это лишь соблюдение элементарных правил гигиены.
Начнем с того, как первоклассник сидит, когда делает уроки. Чаще всего – в полумраке, за обеденным или письменным столом, рассчитанным на взрослого, и на взрослом стуле. Столешница при этом находится на уровне подбородка, плечи – выше ушей, спина, чтобы опереться на спинку стула, выгибается так, что даже смотреть на нее больно. Или другой вариант: ребенок сидит боком на краешке стула, формируя себе классическую сколиотическую осанку. Или держит книгу на коленях… И так далее и тому подобное.
То же самое происходит и в школе: удобных парт, как прежде, теперь не делают и школьники от первого до 11-го класса сидят на стульях и за столами, рассчитанными на пятиклассника среднего роста. Допустим, на ситуацию в школе повлиять практически невозможно, разве что вы с другими родителями сложитесь и приобретете «правильную» мебель.
Рабочее место школьника
• Купите дорогой, но удобный стул на винтах и шарнирах, у которого вы сможете подогнать и высоту сиденья, и его глубину, и наклон спинки.
• Глубина сиденья стула должна быть чуть меньше расстояния от крестца до подколенной ямки.
• Столешница должна находиться на уровне солнечного сплетения. При этом чуть расставленные локти свободно опираются на нее, разгружая шейный отдел позвоночника от веса рук, а поверхность тетради находится на оптимальном расстоянии от глаз – 30–35 сантиметров. Для проверки можно поставить локоть на стол и поднять голову, глядя прямо перед собой. Средний палец должен находиться на уровне угла глаза.
• Под ноги ребенку подставьте скамеечку такой высоты, чтобы они не болтались в воздухе и не поднимались кверху. Голеностопные, коленные и тазобедренные суставы должны быть согнуты под прямыми углами, бедра – лежать на сиденье, принимая на себя часть веса тела.
• Книги желательно ставить на пюпитр на расстоянии вытянутой от глаз руки. Это позволит малышу держать голову прямо (снимает нагрузку на шейный отдел) и предотвратит развитие близорукости. Ну и, конечно, обеспечьте хорошее освещение рабочего места.
• Научите ребенка сидеть прямо, с равномерной опорой на обе ноги и ягодицы. Грудь должна быть почти вплотную приближена к столу, локти располагаться симметрично и опираться на стол, тетрадь надо повернуть примерно на 30, чтобы малышу не приходилось поворачивать туловище при письме; наклонять голову надо как можно меньше. Ребенку лучше опираться подбородком на свободную руку, но при этом нельзя наклонять голову и туловище вбок.
• Время от времени сидящий должен немного менять позу. Через каждые 30–45 минут занятий следует встать и подвигаться пять-десять минут.
• Следите, чтобы у ребенка не развивалась привычка сидеть, скрестив ноги, положив одну ногу на другую, подвернув ноги под себя, свесив со стола нерабочую руку, сидеть боком к столу.
К сожалению, человечество в большинстве своем ведет сидячий образ жизни. Так что привычка сидеть правильно, минимально нагружая позвоночник необходима, как привычка чистить зубы.
Профилактика нарушений осанки и болезней позвоночника
Во-первых, нужно полноценно питаться, чтобы растущему организму хватало калорий, минеральных веществ, микро — и макроэлементов, витаминов и всего остального, что содержится во вкусной и здоровой пище. Во-вторых, спать стоит на ровной кровати с жестким основанием и мягким матрасом, с невысокой, желательно специальной ортопедической подушкой. Тогда нормальные физиологические изгибы позвоночника будут сохраняться и во время сна.
Приучите ребенка спать на спине или на боку, а не на животе или свернувшись калачиком. В-третьих, после уроков школьнику, особенно ученику младших классов, нужно полежать не меньше часа, чтобы мышцы смогли расслабиться и отдохнуть. Чадо обожает читать в постели? Читать в постели можно, но осторожно.
Необходимы хорошее освещение, поза, сохраняющая физиологические изгибы (полулежа на большой и достаточно жесткой подушке с небольшим валиком под поясницей), и пюпитр или положенная на колени подушка, чтобы книга находилась подальше от глаз, а руки лежали на опоре и не нагружали шейный отдел позвоночника. В таком положении нивелируется нагрузка на позвоночник.
Кроме того, нельзя носить сумку на плече, даже легкую: плечо при этом приходится постоянно держать поднятым. Не нужно брать портфель всегда одной и той же рукой. Ремень сумки необходимо перекидывать через шею, а еще лучше носить ранец или модный рюкзак.
Ну и, конечно, ребенку необходимо больше двигаться и по 20–30 минут в день заниматься физкультурой. Спортивные кружки – это прекрасно, но вид спорта и интенсивность нагрузок следует подбирать в соответствии с состоянием здоровья. Наименее опасны и наиболее полезны для позвоночника плавание и танцы.
И, наконец, самое-самое главное средство профилактики заболеваний позвоночника – это выработка навыка правильной осанки. К сожалению, это очень трудная задача, не столько для ребенка, сколько для родителей. Сама собой хорошая осанка может сформироваться в исключительных случаях, у совершенно здорового, переполненного энергией, гармонично физически развитого чада. Вы такого когда-нибудь видели?
Всем остальным, то есть практически всем до одного, необходимо как минимум:
• обеспечить условия для формирования правильной осанки – прежде всего, перечисленные выше меры профилактики ее нарушений и хорошее общее физическое развитие;
• знать, что такое правильная осанка, как именно надо правильно стоять, сидеть и двигаться, не сутулясь;
• сознательно относиться к своему здоровью и одной из главных его опор – позвоночнику;
• доводить навык правильной осанки до автоматизма с помощью специальных упражнений. Их в арсенале лечебной физкультуры очень много.
Для любой работы, в том числе для занятий физкультурой и сознательной выработки навыка правильной осанки, необходима мотивация. Как ее обеспечить: уговорами, системой премий и штрафов – решайте сами. Дети – существа несознательные, и без постоянного родительского контроля хорошей осанки у них не будет.
В большинстве случаев одной профилактики недостаточно. Обычно заниматься своим здоровьем или здоровьем своих детей мы начинаем не заранее, а когда уже поставлен более или менее серьезный диагноз. Диагноз «плохая осанка» можно не глядя ставить любому, но все-таки желательно обратиться к ортопеду и врачу лечебной физкультуры. Точный диагноз и квалифицированные советы специалистов помогут правильно организовать лечение.