Застенчивость

Часто от родителей, чей ребёнок-сорвиголова носится поблизости, сметая всё на своём пути, можно услышать: «А вот Славик какой спокойный, какой тихий! Никогда слова лишнего не скажет. Какой замечательный мальчик, не то что наше шило!» А каково Славику, если причина его поведения — застенчивость? Удобный для окружающих, но неудобный для самого себя.

Застенчивость, действительно, довольно-таки неудобное качество. Когда-то я встретила такое интересное определение застенчивости — это комплекс неполноценности помноженный на эгоцентризм. Иначе говоря, застенчивый человек считает себя хуже других, но при этом зациклен на своих проблемах и ощущениях, не интересуется и не стремится понимать других, что ещё больше отдаляет его от людей.

Причины застенчивости и неуверенности ребёнка могут быть такие:

— невыносливость нервной системы. Рёбёнок нуждается в длительном и спокойном привыкании к изменяющейся ситуации и не успевает адаптироваться в условиях высокого уровня социализации нынешней городской жизни. Бесконечный поток лиц на улице, телевизионных сюжетов, людей, приходящих в дом или контактирующих с ребёнком вне его ложатся непосильным грузом на нежную психику, которая и пытается скрыться, защититься, спрятаться за-стену

— хрупкость и ранимость. Ребёнок настолько тонок и чувствителен к любому неосторожному слову, прикосновению, что стремится закрыться от контактов вообще

— ребёнок не ощущает своей самоценности, у него низкая самооценка, он не может или боится быть самим собой. Так бывает в тех случаях, когда стремления и желания ребёнка слишком подавляются, когда существует запрет на переживание и проявление различных эмоций, особенно негативных, если родители чересчур заботятся о мнении окружающих и приносят в жертву ему чувства ребёнка, приучая его быть удобным для всех вокруг, кроме себя

— скованность, вызванная неусыпным контролем над каждым шагом ребёнка. Человек, не имеющий никакой свободы и чувствующий себя лишь придатком родителя, вряд ли может быть уверенным в самостоятельных контактах

— также это ситуация тревожных родителей, постоянное беспокойство и неуверенность в успехах ребёнка передаётся ему. Особенно отягощается эта ситуация прямыми сообщениями ребёнку о его якобы несостоятельности: «У тебя не получится», «Не лезь, не сможешь» и т. д.

— скрытые амбиции, не находящие реализации, униженная пострадавшая от неуспехов самооценка тоже может стать причиной застенчивости, неуверенности

— низкий уровень развития, бедная фантазия, медленная реакция провоцируют сложности в общении, взаимодействии с окружающими

— застенчивые или необщительные родители. С помощью подражания ребёнок впитывает качества родителей и принятые в семье способы контактов с обществом

— как ни странно, причиной застенчивости, скованности может быть чрезмерная активность родителей в приучении ребёнка к правилам личной гигиены и самоконтроля, особенно раньше возраста, когда он будет к этому психологически готов.

Какие можно сделать выводы? Во-первых, для уверенности, для ощущения самоценности ребёнку обязательно нужна безусловная любовь. Любовь, признающая в нём Личность, право на любые желания, мысли, чувства, поступки. Дающая возможность быть самим собой без страха остаться нелюбимым, ненужным. Любимый безусловно ребёнок знает: что бы с ним не случилось — неприятность, обида, ошибка, неудача — это внешне, временно. Эти сложности не посягают на основу его жизни — любовь, и поэтому у него есть силы переварить их и справиться.

Убедитесь, что ребёнок внутри семьи имеет право на собственную позицию в любой ситуации — уважаемую и принимаемую во внимание. Умение ощущать себя наравне с другими формируется во внутрисемейных отношениях. Человек, родители которого стремятся директивно управлять не только его поступками, но и мыслями и чувствами, привыкает не иметь собственных проявлений и безропотно принимать предлагаемые.

Постепенно, но неуклонно передаём ребёнку ответственность за те дела и поступки, с которыми он уже справляется самостоятельно. Меня жутко унижало, что мама лет до 12-13 не разрешала мне самой переходить дорогу, только по подземке! :- (( Я переходила всё равно, конечно, но ощущение своей неполноценности имела в полной мере :- ( Но форсировать процесс, нагружать ответственностью, к которой ребёнок не готов, тоже нельзя. Нужна чуткость и готовность отдать во владение ребёнка ту сферу влияния, которую он хочет принять.

Развитие умственных способностей, внимательности, сообразительности, памяти, сноровки, постоянная поддержка и эмоциональное поощрение при даже самых небольших достижениях прибавит уверенности. Захвалить ребёнка с низкой самооценкой невозможно.

Обязательно ребёнку нужно дело, в котором он будет преуспевать! Будь то творческие, физические или интеллектуальные занятия. Подобрать увлекающее и захватывающее ребёнка дело надо обязательно. И, наоборот, по возможности избавить от занятий, приносящих неудачи и огорчения. Занимаясь любимым и успешным делом, ребёнок будет переживать взлёты уверенности в себе, своих силах. Общение с единомышленниками тоже даётся легче и приятнее. Позже постепенно можно помогать переносить возникшую и испытанную уверенность и в другие сферы жизни.

Почаще советуйтесь с ребёнком относительно всех семейных дел, поощряйте высказывать свою точку зрения и предлагать решения. Если что-то из сказанного ребёнком нашло реализацию в решении вопроса, подчеркните продуктивное участие младшего члена в жизни семьи. Ощущение собственной значимости важно для уверенности в себе.

Беседуйте с ребёнком о событиях дня, акцентируя внимание на эмоциональной стороне пережитого. Помогайте осознать и вербализовать эмоции, сопровождавшие то или иное происшествие. Осознанные эмоции — управляемы. Это обучение самоконтролю и самоуправлению.

Ролевые игры тоже могут помочь. Позвольте ребёнку сыграть роль человека, который пугает, смущает его, а сами возьмите на себя роль ребёнка, справляющегося со смущением, неуверенностью. Пофантазируйте вместе о сложных ситуациях, обсуждайте самые невероятные и сказочные варианты событий. Чем острее и многограннее будут переживания в игре, тем легче и увереннее будут восприниматься они в реальных ситуациях.

Особенно важно помогать ребёнку обрести уверенность в себе в тех случаях, когда причиной его застенчивости являются особенности нервной системы (невыносливость, ранимость). В такой ситуации нужно проявлять максимум чуткости и тактичности.

Ну, и конечно, обратите внимания на свою самооценку. Если она низковата, если уверенности недостаёт — начинайте с себя. Никакие усилия относительно ребёнка не будут иметь достаточной силы, пока у него не будет примера желанного поведения.

Марина Ерко

Об авторе
Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, ещё не осознал цену жизни. (Чарльз Дарвин)
Поделиться

Детство … прекрасные моменты на Flickr

  • Ripples
  • 363/365 My first hair cut
  • 362/365 You make me smile
  • 361/365 I really like little "alimals"
  • 360/365 To lick your fingers
  • DSC02601-編輯

Вся информация на данном сайте приводится исключительно в ознакомительных целях и не может использоваться как рекомендация для самостоятельного лечения. Не занимайтесь самостоятельным лечение, обращайтесь к сертифицированным медицинским специалистам.

BINOW.RU © 2009 2020 Все права сохраняются за правообладателями.

При полном или частичном копировании указывать активную ссылку на BINOW.RU