Забота о здоровье плода, отраженная в народной традиции

В основе традиционного отношения кбеременным ималеньким детям лежали представления опродолжении рода, формирование которых проходило всоответствии смифологическим мировоззрением наших предков. Народная традиция вобрала всебя опыт многих поколений исодержит глубочайшую мудрость иточное практическое знание, основанное на реальных жизненных наблюдениях. Традиция опиралась не на произвольный вымысел, ана тонкое знание законов природы ипсихологии человека, и, втом числе, психологии младенца, как до рождения, так и впервые годы жизни. Вней непостижимым образом было учтено то, кчему только сейчас приходят ученые в своих исследованиях.

Мифологические основы отношения кбеременной

из статьи — Приёмы для облегчения стресса во время беременности
… Побудьте собой ещё разок. Но также иногда полезно взять передышку и вспомнить о том, что в жизни есть и другие вещи. Вместо того чтобы бояться, подумайте о том, что можно заняться … Вырастите что-нибудь (кроме того, что вы уже в себе растите). Я начала заниматься небольшим садиком для бабочек. Я до сих пор наслаждаюсь этими растениями, и мне нравится думать о том, как я их сажала, когда у меня шел седьмой месяц беременности. Травы и цветы также прекрасно подойдут ещё и потому, что они полезны — вы можете составлять букеты с тем и другим — и их можно сажать в горшках.

В русской деревне существовали издавна сложившиеся правила поведения по отношению кбеременной, единственной целью которых было сохранение здоровья матери иобеспечение здоровья ребенка. Эти правила складывались под влиянием объективной необходимости ивобрали всебя все самое рациональное. Вих основе лежат как чисто бытовые, так ирелигиозно-магические причины.

Здоровье матери иребенка было необходимым условием выживания народностей средней полосы России и русского севера, ведущих натуральное хозяйство. Чтобы выжить здесь, человек должен был обладать не только крепким здоровьем ивыносливостью, но иочень спокойным уравновешенным характером, исключающим раздражительность, злобливость, взбалмошность, скандальность, иупрямство, словом все то, что моглобы поставить под угрозу возможность выживания. Многие из традиционных правил ухода за беременной были продиктованы заботой оформировании психического ифизического здоровья будущего ребенка, развитии унего необходимых положительных черт характера.

Помимо этого основой заботливого отношения кбеременной женщине являлись древние религиозно-магические представления оперевоплощении души. Согласно этим представлениям считалось, что все души умерших предков живут «на том свете», т. е. впотустороннем мире. По верованиям славян (что совпадает спредставлениями других индоевропейских народов) тело — суть временное жилище души, вкоторое она заключается при рождении или зачатии ребенка икоторое покидает при кончине человека. Душаже бессмертна ивовлечена вкруг бесконечных перевоплощений. Она приходит вмир людей из жилища предков, когда решает продолжить свой земной путь. Судьбу, срок жизни, час смерти ирождения человека определяет великий вселенский закон. Этому закону подчинено все вмире земном инебесном, согласно нему ивершится круг перевоплощений души.

В этой цепи рождений исмертей умершие предки потенциально являются потомками. Существовало представление, что души родственников могут воплощаться только впределах своего рода, поэтому каждый ребенок во чреве матери считался душой воплощающегося втело родственника — дедушки, прадедушки, прапрабабушки ит. д. Каждый ныне живущий человек после своей кончины мог получить новую жизнь вновом теле усвоих детей, внуков или правнуков. Не желая наносить вред своему роду, азначит исамому себе, кбеременной всегда стремились относиться очень почтительно изаботливо. Не говоря уже орелигиозном страхе перед Божьим гневом игневом умерших, кобщине которых рано или поздно присоединится всякий.

Таким образом, беременная женщина вынашивала потомка — впрошлом предка — иоказывалась на границе между двумя мирами: миром людей ипотусторонним сверхъестественным миром душ. Осуществляя связь между мирами, являясь выражением вселенского закона, беременная носит всебе магическую силу инаходится под неусыпным покровительством обожествленных обидеть ее — означало нанести оскорбление всем предкам ипрогневить их.Одновременно оскорбление беременной, отказ ей впросьбе, неуважительное отношение кней означало нанесение вреда всем потомкам. Все это могло навлечь на дом обидчика беды инесчастья.

Итак, рождение считалось одним из величайших таинств человеческой жизни. Наблюдательные и смекалистые деревенские жители знали, что благополучие ребенка закладывается тогда, когда он находится в утробе матери. Сблагополучием матери напрямую связывалось здоровье исчастливая судьба будущего младенца. Поэтому втрадиционном поведении иукладе жизни были закреплены правила истереотипы поведения по отношению кбеременной, которые обеспечивали благополучие, как будущего ребенка, так исамой женщины.

Уход за беременной вдеревенской среде

Положение беременной женщины во многом зависело от достатка семьи, от наличия или отсутствия взаимного согласия, количества рабочих рук, личных качеств самой беременной имногих других причин. Но господствующим было убеждение, что беременную необходимо «поберечи». Религиозно-магическую ипрактическую основу этого мнения, как уже говорилось выше, составляло стремление не навредить телу идуше внутриутробного младенца.

Сама беременная женщина, как правило, скрывала факт своей беременности даже от собственного мужа. Считалось, что лучше всего дитя развивается тогда, когда об этом никто кроме матери не знает. Семейные, т. е. все родственники, которые жили одной семьей впределах дома, да исоседи, всегда подыгрывали ей в этом ине задавали прямых вопросов оее беременности исроке родов. Более того, они таких расспросов даже избегали, опасаясь подозрений взлом умысле. Считалось, что открыто интересоваться этим может только тот, кто желает навести на беременную ибудущего младенца порчу. Спросить женщину офакте беременности исроке родов могли только муж, ее собственная мать исвекровь, ито только тогда, когда практически были уверены, что беременность состоялась.

Как только домашние начинали догадываться, что женщина беременна, вих отношении кней проявлялась повышенная забота ичуткость: женщину переставали упрекать, если она вздумает «приотдохнуть», старались ее не расстраивать, не бранить, уберегали от тяжелых работ. Особенно следили, чтобы она «не встряхнулась» и «не была зашиблена». Если беременная, несмотря на уговоры, продолжала работать по-прежнему, то домашние находили предлог, чтобы поручить ей другое дело, гдебы она не так сильно утомлялась.

Явная идаже нарочитая заботливость домашних, начиная смомента, когда беременность становилась заметной, постоянно возрастала по мере приближения родов идостигала наивысшей точки непосредственно перед ними. Чем ближе дело кродам, тем настойчивее икатегоричнее опекали «брюхатую бабу», отстраняли ее от работ, связанных споднятием тяжестей итребующих напряжения ибольших физических усилий. Дело доходило даже до того, что такие работы выполняли соседи, не говоря уже опомощи мужа идомашних. Внекоторых случаях беременной делалось даже послабление вобщественных работах, на которые обычно выходили «всем миром», чтобы обеспечить благо всей общины.

Заботу по отношению кбеременной стремились проявить не только ее домочадцы иродня, но иодносельчане. Частенько кбеременной забегали любопытные соседки посудачить, дать какой-нибудь совет, помочь по хозяйству. Обязательным, иуж во всяком случае не лишним, считалось принести ей гостинец. Внекоторых местностях идти вдом кбеременной спустыми руками считалось неприличным, это могло вызвать общественное осуждение. С богатыми подарками приходили кней бездетные женщины имолодухи первого года замужества, чтобы почерпнуть от нее силы плодородия.

Все желания беременной исполнялись беспрекословно. Принимались во внимание все ее странности, брезгливость, прихоти. Если ей хотелось съесть или надеть что-нибудь особенное, это покупали без разговоров. Вотдельных местностях отказать ей втакой прихоти, особенно если ее просьбы касались съестного, считалось за грех, потому что этого «требует душа младенца».

Согласно народным верованиям, если беременная просила денег, какой-либо вещи или чего-нибудь съестного и получала отказ, это могло навлечь на дом обидчика если не ее гнев, то уж точно гнев предков. Итогда в скором времени вего доме могло произойти несчастье: мыши или крысы изгрызут всю одежду, моль поест все шерстяные вещи…

Беременную женщину стремились также предохранить от испуга, огорчений идругих нервных переживаний, боясь навредить младенцу. Именно поэтому ее не отпускали одну влес, отстраняли от участия впохоронах, не позволяли смотреть, как забивают скот, уберегали от ссор, старались не раздражать, чтобы не испортился характер ребенка.

Правила поведения по отношению кбеременной

Эти правила внародной жизни имели силу неписаного закона, который должны были соблюдать все деревенские жители. Не выполнение какого-либо из них могло навлечь на голову провинившегося не только гнев предков, но ивсеобщее осуждение. Вот эти правила:

Нельзя отказывать беременной впросьбе чтобы то ни было купить.

Нельзя обойти беременную подарком на праздники. Если шли вгости вдом, где есть беременная, то обязательно несли ей гостинец или подарок.

Нельзя оскорблять иругать беременную даже за глаза, устраивать вее присутствии скандалы или ссоры, браниться ивыяснять отношения, итем более драться, чтобы не испортился характер ребенка.

Нельзя таить на нее обиду. Если беременная просила прощения, было грехом не извинить ее.Однако всегда старались предупредить эту ситуацию испешили сами уладить отношения. Существовал обычай «прощеных дней», когда все родственники за 1 — 2месяца до родов приходили просить прощения убеременной, аона всвою очередь просила прощения уних. Такие обряды, когда прощались все вольные иневольные обиды, могли повторяться буквально каждую неделю, поскольку считалось, что не прощенная, не снятая сдуши обида могла «связать» роды ипривести кнесчастью.

Необходимо кормить беременную лучшими продуктами, удовлетворять все ее желания иприхоти веде. Отказ вэтом считался непростительным грехом.

Необходимо оберегать беременную от всего страшного, следить, чтобы она не испугалась, чтобы ей не попадалось на глаза что-либо некрасивое или уродливое.

Необходимо, чтобы беременная смотрела только на красивое и, особенно, на красивые человеческие лица, чтобы будущий малыш был красив издоров.

Необходимо ограждать беременную от тяжелых работ, аесли этого невозможно избежать совсем, то обязательно нужно ей помогать. Беременная никогда не выполняла работы, связанные сподъемом тяжестей; для нее полностью исключались бег, прыжки, резкие движения, толчки, подтягивания ивсе то, что могло вызвать сотрясение ее тела иповредить будущему ребенку. Для нее также исключались все ситуации, где был риск падения иушиба, — это могло привести ктравме или гибели внутриутробного плода, вызвать преждевременные роды.

В тоже время двигательная активность беременной не ограничивалась полностью. Ей необходимы физические нагрузки определенного характера, такие как ходьба, наклоны, повороты, которые помогают благополучно разродиться.

Необходимо окружать беременную атмосферой доброжелательности ичуткости, проявлять по отношению кней заботу иласку, так как полагали, что их отсутствие портит характер младенца.

Необходимо прощать беременной все ее странности ипотакать всем ее фантазиям. Считалось, что таким образом вней говорит душа дитяти.

Справедливость этих правил, подтвержденная опытом народной жизни, теперь доказана иоткрытиями современной науки. Таким образом, следование собственным культурным традициям ив сегодняшней жизни поможет обеспечить нормальное протекание беременности иродов, создаст благоприятные условия для формирования физического и психического здоровья будущего ребенка.

Ж.В.Цареградская

из статьи — Путеводитель по снам во время беременности
… Толкование снов на 3 триместре беременности … Многим женщинам снится уже рожденный ребенок, но достаточно взрослый и вполне самостоятельный. Такие сны обычно малоэмоциональны, но достаточно яркие и хорошо запоминаются. Они говорят о том, что вы психологически ещё не готовы к родам и во сне пытаетесь избавиться от страха перед родами с помощью своеобразного «монтажа»: вам уже предлагается роль мамы, но периода самих родов нет.

Об авторе
Всё, что свершается, — свершается наилучшим возможным образом при той нравственности и этике, что свойственны людям.
Поделиться

Детство … прекрасные моменты на Flickr

  • DSC06279
  • DSC06303
  • Cutie!
  • DSC06320
  • DSC06310
  • Gender Reveal!?

Вся информация на данном сайте приводится исключительно в ознакомительных целях и не может использоваться как рекомендация для самостоятельного лечения. Не занимайтесь самостоятельным лечение, обращайтесь к сертифицированным медицинским специалистам.

BINOW.RU © 2009 2019 Все права сохраняются за правообладателями.

При полном или частичном копировании указывать активную ссылку на BINOW.RU