Воспитание детей, целебное вранье

Почему дети нам врут? Очень часто — спасаясь от нас же самих. Но бывает, что ребенок спасается обманом не от конкретных людей и обстоятельств, а от жизни вообще… Ведь слово «врать» означает не только обманывать, но и выдумывать, фантазировать, а исходно — колдовать. «Врач» — это тот, кто в старину заговаривал болезнь.

Детство — золотая пора, время неомраченного самоощущения, светлого мировосприятия, беззаботности и чистого счастья… Вот, пожалуй, наиболее распространенное клише. Однако жизнь показывает, что внутренняя жизнь ребенка сложна и совсем не всегда гармонична, вера в расположение окружающих, даже самых близких, не безусловна. Мир нередко представляется непонятным, угрожающим и бесприютным. Ощущение одиночества, даже в семье, знакомо маленьким детям, а неспособность назвать словами и выразить мучительные или просто грустные переживания вынуждает ребенка искать защиты и компенсации. Фантазирование и вранье, очень для этого годятся.

Создай себе мир.

… Творческий подъём с большими мечтами детей необходимо поддерживать и укреплять, неутомимую энергию и прилив сил, которых хватило бы на осуществление всех замыслов, родителям необходимо умно направлять на полезные дела…

— из статьи «Как воспитывать детей»

Погружаясь в мир фантазии, ребенок уходит от действительности, «заговаривает» ее. В неукрашенном виде она представляется ему враждебной, холодной, грубой и неуютной… Здесь нам нужно быть особенно внимательными и осторожными.

Все дети фантазируют, создавая в мечтах прекрасный мир — нередко очень и очень далекий от обыденности. Если созданный ребенком иллюзорный мир сосуществует с реальностью, а не замещает ее, если не прерываются его, ребенка, связи с окружающим, если не нарушается его развитие — фантазирование можно отнести к проявлению творческого начала.

В этом случае нужно постараться помочь ему реализовать свои творческие наклонности, сделать так, чтобы его фантазия получила выражение в рисунках, рассказах, играх… Вообще хорошо, когда ребенок пишет стихи, сочиняет музыку, рисует, ведет дневник, — к этому надо относиться серьезно и с уважением.

Однако в поле зрения детского психиатра попадают случаи, когда дети бывают полностью охвачены своими фантазиями, когда мир иллюзий становится единственным миром, в котором они соглашаются жить.

Инопланетяне в помощь?

Я помню одиннадцатилетнего мальчика — странноватого, молчаливого, очень способного к музыке и математике. Его одаренность была очевидной и односторонней: прочие предметы давались ему с трудом. В школе ему приходилось нелегко: дразнили дети, третировали учителя, и преодолеть это несправедливое отношение никак не удавалось. Пришел момент, когда он вовсе отказался ходить в школу.

Он рассказал мне: туда ему ходить «совершенно некогда», потому что он постоянно занят мыслями о «своих» инопланетянах. Он знал о них все, он, по сути дела, жил в этой Швамбрании, на другом конце Солнечной системы. При этом времени у него недоставало лишь на школу — музыкой и математикой он продолжал заниматься. Год обучения на дому, некоторые специальные меры и найденная позднее частная школа с маленькими классами и щадящим режимом сделали свое дело: ребенок не оказался выброшенным из жизни. Он сейчас учится вполне успешно, хотя чудноватым так и остался…

А вот одна маленькая девочка вообразила себя щенком — она бегала на четвереньках, с ревом требовала, чтобы ее кормили из миски на полу и водили гулять на поводке. Дело же было в том, что в семье появился грудной ребенок, и старшая решила: она теперь никому не нужна. А если не нужна как ребенок — вдруг полюбят щенком?

Как быть в подобных случаях? Нужно ли играть по придуманным ребенком правилам и делать вид, будто водить гулять шестилетнюю девочку на поводке — обычное дело? Или действовать жестко: запретить «фокусы» самым решительным образом?

Что мы делаем.

Прибегая к крайностям, мы лишь усугубляем положение. Всякое необычное поведение ребенка, когда он уже перестает делать различие между игрой-фантазией и реальностью, «заигрывается» так, что контакт с ним затрудняется, требует совета специалиста. И не нужно дожидаться, когда расстройства поведения станут очевидными… Не бойтесь обратиться к психологу или к детскому психиатру, разберитесь с ним вместе, от чего страдает ваш ребенок, какова реальная почва его фантазий. Быть может, вам придется выслушать что-то не очень лестное в свой адрес; возможно, окажется, что уже требуются и специальные меры — детская нервная система ранима, и реакция на психическую травму легко закрепляется. Будьте осторожны и внимательны!

Особенно осторожны будьте со столь любимым нами средством от жизненных тягот — иронией. Ребенок любую шутку склонен расценивать как насмешку — особенно если упражняться на его счет вы будете на людях. Если он доверил вам секрет — отнеситесь к нему бережно, не делайте проблемы своего ребенка предметом болтовни с приятельницей.

А «выводить на чистую воду» и «припирать к стенке» не торопитесь. Ребенок, как и всякий человек, имеет право хранить свои секреты. Если же доверие ребенка к вам так велико, что он делится своими фантазиями, не торопитесь запрещать и не паникуйте. Интересуйтесь, слушайте, вникайте. Может быть, помечтаете вместе…

Елена Вроно, психолог, психотерапевт

Об авторе
Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, ещё не осознал цену жизни. (Чарльз Дарвин)
Поделиться

Детство … прекрасные моменты на Flickr

  • Tôm & Tép
  • Tôm & Tép
  • Tôm & Tép
  • Tôm & Tép
  • Tôm & Tép
  • Tôm & Tép

Вся информация на данном сайте приводится исключительно в ознакомительных целях и не может использоваться как рекомендация для самостоятельного лечения. Не занимайтесь самостоятельным лечение, обращайтесь к сертифицированным медицинским специалистам.

BINOW.RU © 2009 2019 Все права сохраняются за правообладателями.

При полном или частичном копировании указывать активную ссылку на BINOW.RU