Вербальные средства общения

Американские исследователи, установили, что с помощью вербальных средств общения (слов) передается лишь 7% информации. 38% мы черпаем из звука (включая тон голоса, интонацию). Самая большая часть — 55% приходится на долю телодвижений, мимики и жестов. Следовательно, чтобы получить максимум сведений о человеке и его намерениях нужно понимать язык тела. Как именно толковать невербальные послания? Этим занимается сравнительно молодая отрасль психологической науки – кинесика. Несмотря на ограниченный круг специалистов, в этой области, кинесика успела создать обширную литературу, толкующую позы, жесты, выражения лица и проч. Невозможно в рамках одной публикации рассмотреть все тонкости невербального языка, поэтому остановимся на выражениях симпатии к потенциальному партнеру.

В первую очередь — о лице, которое, известно, зеркало души. Здесь не повредят некоторые элементарные сведения из биологии. Дарвин считал, что лица людей, независимо от их культурной принадлежности, одинаково выражают эмоции. Он обосновывал это убеждение эволюционным происхождением человека. В середине 60-х годов XX века трое американских ученых — Экман и Фризен из Калифорнийского нейропсихиатрического института и Сорензон из Национального института неврологических и глазных болезней — подтвердили и развили эту гипотезу. По их мнению, существуют врожденные подкорковые программы, которые определяют универсальные лицевые проявления каждого из первичных аффектов. Проще говоря, мозг каждого человека запрограммирован приподнимать уголки губ при ощущении счастья, опускать их при разочаровании, морщить лоб при раздумьях и т.д. Словом, мимика каждого человека одинаково выдает его реакции.

Первое, на что следует обратить внимание — глаза. Американец Э. Гесс открыл интересный кинесический сигнал: неосознанное расширение зрачков, когда глаз видит что-то приятное. Так, согласно его наблюдениям, зрачок нормального мужчины, когда тот видит изображение обнаженной женщины, в среднем увеличивается в два раза.

О многом могут рассказать губы, в особенности губы женщины. Всем известно, насколько важна в возникновении симпатии искренняя, открытая улыбка. Более того, по утверждению биолога Д. Морица, губы символически изображают женские гениталии. Слегка приоткрытый влажный рот собеседницы — это уже бессознательный намек. Плотно сжатые губы означают совершенно обратную реакцию, закушенные страх и взволнованность, попытку контролировать свое эмоциональное состояние.

О потенциальном партнере можно судить по открытости его тела. Как правило, «закрытые позы» (скрещенные на груди руки, сжатые или скрещенные ноги) — это охрана своей личной территории, знак того, что сюда нельзя вторгаться. (Впрочем, один из ведущих специалистов в области кинетики Р. Л. Бердуистелл полагает, что никакое положения тела само по себе не имеет точного смысла. Так, скрещенные на груди руки, в зависимости от ситуации, можно истолковать и наоборот: «я не получаю того, что хочу, поэтому я закрыт, освободите меня, я готов к общению».)

Есть и специфически мужские и женские невербальные сигналы о собственной сексуальности. Мужчина, как правило, неосознанно пытается обратить внимание женщины на свои гениталии. Например, для этого он садится, расставив ноги. Еще один выразительный способ: стоя, заложить большие пальцы рук за пояс, и остальные пальцы при этом укажут как раз куда надо. Женщина подчеркивает свою открытость движениями бедер, плеч рук. Она может. например, слегка раздвинуть колени. Или слегка приподнять округленное плечо, — этот жест можно квалифицировать как имитацию груди. Как проявление женской симпатии можно истолковать демонстрацию нежной кожи на внутренней стороне запястья. Очень эротично выглядит игра с предметами цилиндрической формы: ножкой бокала, например.

Верным признаком того, что человек желает обратить на себя внимание является «поведение прихорашивания», которое демонстрируют представители обоих полов. Женщина может начать поправлять прическу или макияж, мужчина — расправлять складки на брюках или поправлять узел галстука.

Существенная составляющая невербального языка — прикосновения. Они показывают, что объект вашей симпатии не возражает против вашего присутствия в его пространстве. Зачастую человек первым не идет на прикосновение, но настойчиво показывает желание, чтобы к нему прикоснулись. Знаком такого желания может быть, к примеру, рука, тянущаяся к вам, то отступая, то приближаясь.

Если вы импонируете вашему предмету, он непроизвольно начинает повторять ваши жесты. Это — прямое указание на, то, что ухаживание уже началось.

Впрочем, отмечает американский психоаналитик Д. Фаст, зачастую сексуальные позы и жесты используются не по прямому назначению, а лишь как средство установить более тесный контакт возможно, и не без корыстных целей.

Один из способов дать партнеру понять, что сигналы флирта не нужно принимать всерьез — жест или движение головой в сторону кого-то из присутствующих («мы не одни»). Контакт может прерваться' если один из собеседников повышает голос, чтобы включить в общение кого-то третьего. Еще один способ перевода ситуации на несексуальный уровень — ссылка в разговоре на жену, мужа, друга.

А сейчас — о самом неприятном, выражениях антипатии на невербальном языке. Если собеседник во время вашего рассказа прикасается к своему рту, он подозревает вас во лжи. Почесывание уха — попытка слушателя отгородиться от того, что ему говорят. Рука, используемая как опора — признак скуки. Сжать в кулак пальцы — свидетельство враждебной позиции. Однако следует помнить приведений выше утверждение Р. Л. Бердуистелла о том, что ни один жест сам по себе не выражает эмоцию. Положение тела, рук и т.д. надо воспринимать в контексте ситуации: совокупно со взглядами, интонациями, мимикой. Чтобы верно понимать язык тела, нужно суммировать сигналы. Лишь в этом случае вы буде застрахованы от разочарований.

Об авторе
Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, ещё не осознал цену жизни. (Чарльз Дарвин)
Поделиться

Детство … прекрасные моменты на Flickr

  • Wilson
  • DSC01147
  • Se apaga el carrusel después de otro carnaval
  • La sangre de un poeta se cocina en un fogón
  • 364/365 living on the Lemon tree
  • Dejaremos a la izquierda la chimenea caída, subiremos a la colina, a la colina del árbol.

Вся информация на данном сайте приводится исключительно в ознакомительных целях и не может использоваться как рекомендация для самостоятельного лечения. Не занимайтесь самостоятельным лечение, обращайтесь к сертифицированным медицинским специалистам.

BINOW.RU © 2009 2020 Все права сохраняются за правообладателями.

При полном или частичном копировании указывать активную ссылку на BINOW.RU