Великие учителя наших детей

Все родители надеются, что школа поможет малышу стать творческим, всесторонне развитым человеком. На вопрос «как воспитать гармоничную личность» учителя ответили еще в эпоху Возрождения, когда образование было привилегией. Эразм Роттердамский, Рабле, Монтеньзнали: хороший педагог уважает ребенка и верит в него. В 17-м веке великий чешский педагог Ян Коменский доказал: «У ребенка надо пробудить интерес к учебе, используя чувства, разум и веру». Француз Руссо основой воспитания считал свободное развитие. Но только в начале 20-го века благодаря педагогам-новаторам эти идеи нашли массовое воплощение, а традиционная школа повернулась лицом к ребенку и прислушалась к его мнению.

Ближе к жизни

Герберт Спенсер (1820—1903) — английский книжное образование и механическую зубрежку. «Образование должно приносить практическую пользу, — писал он, — обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка». От условий жизни ребенка и влияния, оказанного на него в детстве, зависит, каким человеком он вырастет. Спенсер говорил о необходимости «развивать всего человека».

… Откуда берется родительский авторитет, как он организуется? Те родители, у которых дети «не слушаются», склонны иногда думать, что авторитет дается от природы, что это — особый талант…

— из лекции 1937 года «О воспитании детей»

«Правильная деятельность лучше всего обеспечивается в жизни, когда познаются дурные и хорошие последствия поступков, а не тогда, когда принимают их на веру с чужих слов». Г. Спенсер

Свободное образование

Эллен Кей (1849—1926) — шведская общественная деятельница, активистка движения за права женщин, охрану материнства и детства. Сторонник свободного воспитания,

«Взрослый человек сошел бы с ума, если бы какой-нибудь шутник-титан вздумал в течение одного только дня так общаться с ним, как он целые годы обращался со своим ребенком». Э. Кей

Обучение действием

Джон Дьюи (1859—1952) — американский философ, социолог, психолог. Основоположник прагматизма.

«Мышление — единственный метод обучения, который можно назвать по-настоящему умным, так как он использует и обогащает ум». Д. Дьюи

Стремление к истине

Рудольф Штайнер (1861—1925) — австрийский философ, эзотерик, реформатор и архитектор. Поддерживал независимость образовательных учреждений от государственного контроля, создатель Вальдорфской школы,

«Я понял, что воспитание и преподавание должны стать искусством, основанным на подлинном познании человека». Р. Штайнер

Не мешайте ребенку

Мария Монтессори (1870—1952) — педагог, первая в Италии женщина-врач.

«Свобода — это уникальное средство максимально развить личность, характер, ум и чувства ребенка». М. Монтессори

Обучение чувством

Генрих Шаррельман (1871—1940) — немецкий педагог, противник традиционного образования.

«Путь от бильярда к геометрической теореме для ребенка гораздо более естественен, чем, наоборот, путь от теоремы к бильярду. Поэтому и по тысяче других причин — свобода метода для учителя и свобода выбора материала для ребенка». Г. Шаррельман

Право быть собой

Януш Корчак (1879—1942) — врач, детский писатель, польский педагог еврейского происхождения (Генрих Гольдшмит). Корчак делил общество на два класса — угнетенных детей и угнетателей взрослых. Он верил в абсолютную ценность детства, отстаивал права детей, защищал их интересы. Его самая известная книга для взрослых — «Как любить ребенка» (1918). Основная идея — нельзя воспитывать ребенка без участия самого ребенка. Дети имеют права. Они могут требовать внимательного отношения к своим проблемам, иметь мнение и свободно его высказывать, организовать свою жизнь, использовать достоинства, скрывать недостатки. Права на протест, на ошибку, тайну, собственность, игру. Книга «Право ребенка на уважение», написанная Корчаком в 1929 году, стала манифестом гуманистической педагогики. В 1942 году отказался покинуть своих учеников, воспитанников Дома сирот, и вместе в ними вошел в газовую камеру концлагеря Треблинка.

«Мы играем с детьми краплеными картами; слабости детского возраста бьем тузами достоинств взрослых. Шулеры, мы так подтасовываем карты, чтобы самому плохому в детях противопоставить то, что в нас хорошо и ценно». Я. Корчак

Учение общением

Роже Кузине (1881—1973) — французский педагог. Требовал упразднить традиционное обучение, так как оно тормозит творческое развитие. Обучение понимал не как воздействие учителя на ученика, а как работу ученика над своим развитием. Предложил метод свободной работы группами — как для игры. Суть метода — полная свобода и познавательная деятельность. Ученики объединяются в группы, выбирают занятие и выполняют его, обращаясь к учителю за консультацией. К примеру, его ученики изучали не историю политики и войн, а историю предметов, одежды, транспорта, жилища. Если девочки хотели научиться шить, им требовалась математика для расчета ткани, крой и шитье. Кузине разделял преподавание и учение. Его метод позволял детям жить, общаться, трудиться в команде и развивать скромность, настойчивость, терпимость и инициативу.

«Мой метод позволяет детям учиться в настоящем смысле этого слова, а не быть учимыми». Р. Кузине

Никакого давления

Александр Нилл (1883—1973) — английский педагог, теоретик свободного воспитания.

«Счастливая семья похожа на оркестр и наслаждается тем же духом единой команды. Несчастливая семья подобна казарме, управляемой злобой и наказаниями». А. Нилл

Обучение открытием

Карл Роджерс (1902—1987) — американский психолог и психотерапевт, продолжатель идей Дьюи. Главная задача — самореализация человека, основанная на раскрытии внутреннего потенциала. В работе «Личные мысли по поводу обучения и учения» (1953) Роджерс показывает, что невозможно передать другому человеку знание, добытое и усвоенное на своем опыте, поэтому учащиеся должны сами «открывать» знания. Он считал, что традиционная школа — обязательная программа, стандартные тесты, внешняя оценка успеваемости — подавляет активность детей, снижает их интерес к занятиям. Такая система не отвечает запросам общества. Только гуманный подход развивает самое ценное в детях — ум и сердце. Дети чувствуют, что им доверяют, их уважают; они учатся принимать решения и делать ответственный выбор. Учитель превращает группу учеников в сообщество исследователей. Цель образования: сделать все предметом изучения и выяснения, понять, что все изменчиво. Роджерс называет три признака учителя: честность, доверие к ученику, эмпатия — способность понять ученика.

«Я почувствовал, что значительно влияет на поведение только то знание, которое присвоено учащимися и связано с открытием, сделанным ими самими». К. Роджерс

Никакого давления

Алис Миллер (1923—2010) — швейцарский психолог и психотерапевт, исследовала проблемы физического, эмоционального и сексуального насилия над детьми. Основная идея: любое воспитание — это насилие, которое оставляет негативный след в психике ребенка. По ее мнению, педагогическая практика основана на произволе и подавлении, зависимости и неравенстве. Алис считала, что педагогические стереотипы травмируют детей и исследовала, как это влияет на ситуацию в обществе. Человек должен осознать свои детские страдания и преодолеть их последствия.

«До сих пор общество защищает взрослых и обвиняет их жертвы… В действительности дети склонны винить во всем себя, снимая с родителей ответственность за жестокое обращение с ними». А. Миллер

Вспомним и учителей русской школы. Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1871) — основоположник русской педагогики, считал важным обучение в труде, а воспитание понимал как всестороннее развитие человека. Методы воспитания трудом, формирования личности в коллективе развивал советский педагог Антон Семенович Макаренко (1888—1936),

Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) соединил принципы гуманизма с коммунистическими идеалами: ценность личности ребенка, творчество коллектива единомышленников, обучение как радостный труд и воспитание красотой. Его литературное наследие «Сердце отдаю детям», «Верьте в человека», «Сто советов учителю» актуально и неисчерпаемо.

В России развивается педагогика сотрудничества (Шалва Амонашвили, Виктор Шаталов, Софья Лысенкова), или гуманная педагогика, а с ней — мыслящий уверенный в своих силах ученик.

Этот список продолжается постоянно. И каждый может его продолжить. У многих из нас были и есть любимые учителя, которые честно отвечали на трудные вопросы, помогали и выручали, учили думать и не бояться ошибок. Люди, которые нас понимали. Просто педагоги, которые отлично делают свою работу.

Об авторе
Когда мой сын весел, муж сыт, а собака весело играет, я говорю, что мои три ребёнка в полном порядке. И почему когда я счастлива — многих это не устраивает.
Поделиться

Детство … прекрасные моменты на Flickr

  • DSC01273-編輯
  • DSC01149-編輯
  • DSC01361-編輯
  • DSC01349-編輯
  • woman
  • Felicidad, que bonito nombre tienes

Вся информация на данном сайте приводится исключительно в ознакомительных целях и не может использоваться как рекомендация для самостоятельного лечения. Не занимайтесь самостоятельным лечение, обращайтесь к сертифицированным медицинским специалистам.

BINOW.RU © 2009 2020 Все права сохраняются за правообладателями.

При полном или частичном копировании указывать активную ссылку на BINOW.RU