Три принципа детской психологии

Что делать, если осенью надо отдавать трехлетнего ребенка в детский сад, а он плохо разговаривает, имеет привычку все разбрасывать и не выполняет требования взрослых? Легко ли ему будет адаптироваться в коллективе и «жить по правилам» – волнуются родители. Беспокоиться на сей счет не стоит: детские психологи советуют взять пример с малыша. Он привык проводить все время за играми и своевольничать, и вы примерьте на себя «новую роль» и делайте то, что угодно вам. И главное – сохраняйте самообладание, тогда точно первыми достигнете поставленной цели.

В чем секрет? Во-первых, малыш по жизни только «играет», во-вторых, делает то, что хочется, в-третьих, абсолютно спокоен, так как не волнуется за свое будущее. А если взрослой, очень серьезной и озабоченной маме последовать его примеру? Соблюдение принципов, по которым живет ребенок, позволяет не только наладить с ним контакт, но и руководить им. Это своего рода волшебная палочка, по мановению которой жизнь молодой мамы и всех-всех-всех становится счастливой и радостной…

… Такова общая методика организации режима в семье. Пользуясь этими общими указаниями, каждый родитель сможет выработать такое устройство семейного быта, которое наиболее соответствует особенностям его семьи…

— из лекции 1937 года «О воспитании детей»

Принцип первый. Вся наша жизнь – игра

«Интерес к пластилину, фломастерам, кубикам исчезает через две минуты, он начинает все бросать или стучать – нет, не агрессивно, конечно, а играючи», — сетует мама. Вот и замечательно, что с игрой. Поддержите и продолжите эту игру! Забудьте на время, что вы обязаны его «развивать» и воспитывать.

Честное слово, можно малышу доверять. Если он своим поведением ясно показывает вам, что ему интереснее играть с кубиками иначе – значит, так оно и есть. Значит, он хочет играть с вами на другом уровне. Интересно, на каком? Пройдите в его игровую комнату, посмотрите, что там есть такого суперинтересного, от чего у малыша появляется особый блеск в глазах. Вспомните свои любимые игры и игрушки, от которых дух захватывало. – У него они, скорее всего, другие, но разве вам не стало от этого менее любопытно? Ведь это уникальное приглашение в волшебный мир его детства.

Только очень деловым и «правильным» мамам в такой игровой комнате будет скучно. Они могут даже в дверь не поместиться. В эту дверь «влетают» на крылышках беззаботности. Если настойчивая мама все-таки проникнет сюда – ей придется «надеть маску»… настойчивой мамы. Это похоже на то, как Крокодил Гена «работал» в зоопарке крокодилом.

Следующая проблема, с которой приходится столкнуться: «ребенок не любит играть в развивающие игрушки». Приучать ли его потихоньку? Действительно, «давить» на малыша не стоит. Когда вы предлагаете сыну или дочке немного поучиться, вы словно приглашаете его/ее «в свою комнату». А его здесь что-то может и не устроить: может, мама становится серьезной и скучной, или здесь надо себя как-то по-особому вести? Или нельзя делать то, что нравится? А вам-то нравится в развивающие игры играть – вы сами играете или только развиваете?

Можно взять свои игрушки и прийти с ними «в гости», можно пригласить к себе товарища по играм. А можно создать новую площадку для игр, вместе сделать ее и вместе играть. Какими бы мы ни были серьезными, умными, деловыми, целеустремленными, мы всегда во что-то играем. Выбираем роль, и исполняем ее вдохновенно, с полной самоотдачей. Меняются роли, меняются игры. Когда поймете, что роль вы выбираете сами, одна треть «волшебной палочки» будет у вас в руках!

Принцип второй. Делаю, что хочу

Родители сетуют: «В последнее время ребенок совсем перестал слушаться – выполняет просьбы «за что-то» или когда ему хочется. Если что не так – в дикий крик и на пол, на колени. Иногда кажется, что он просто испытывает терпение». Ну что ж, мне тоже так кажется. Малыш в том возрасте, когда сам определяет границы – свои и чужие. Замечательно, если вы точно знаете, где пролегает ваша граница в общении с сыном/дочерью.

Старайтесь придерживаться единой линии поведения, но сохранять спокойствие – делайте все с любовью, с интересом к тому, как развивается ваш ребенок, как он учится устанавливать отношения. Возможно, вам захочется поэкспериментировать, подвигать эту границу туда-сюда, найти более удобное «положение» (как в новом кресле). Ищите, творите и помните, для чего вы его рожали – для радости, для любви. А любовь, как известно, без взаимности не существует!

Малыши бывают очень настойчивы в своих желаниях, но, согласитесь, это прекрасно. Иначе как потом во взрослой жизни они будут достигать поставленных целей? Они часто используют «метод проб и ошибок»: прибегают к различной манере поведения, чтобы получить желаемое. Родители подают пример, как быстро решить поставленную задачу. И если этот прием сработал однажды, будьте уверены, ребенок прибегнет к нему еще много раз. Учимся мы так, что тут сделаешь.

Советовать легче, чем успокоить разошедшегося не на шутку малыша. Знайте, если вы бурно реагируете на крики и плач, значит, пошли по пути наименьшего сопротивления. Ругать себя не стоит – вы же живой человек и имеете право на проколы. Это нормально. Главное, чтобы «проколы» не превратились в систему.

Едва вы найдете «комфортную» для себя границу, вы поймете, с какой точки зрения рассматривать ситуации притязаний ребенка и как действовать. Иными словами, пока не найдете точку опоры. Ведь и на велосипеде не поедешь, пока не научишься держать равновесие! Только ни в коем случае не переступайте через себя: если что-то делать не хочется – делать это не нужно. Помните: успешен тот, кто следует подсказкам внутреннего голоса. Будьте счастливы – и владейте половиной «волшебной палочки»!

Принцип третий. У меня все получается

К детским психологам родители часто обращаются со следующим вопросом: «Как себя вести с сыном, если он не любит играть в развивающие игрушки?». Оставаться спокойными и получать удовольствие от общения с ребенком. Зачем волноваться, если малыш находится в безопасности? Разве с вашим сыном что-то не так? Допускаю, что, может быть, не так, как в какой-нибудь книге или статье, но, по большому счету, ведь все в порядке. Это самое главное. А с вами? Это очень важно.

Ничего страшного не произойдет, если он заинтересуется пластилином чуть позже, зато ему это будет в радость. А когда человеку интересно – любое дело спорится и обучение идет семимильными шагами, ребенок буквально «заглатывает» новые сведения. Быть может, вашему малышу никогда не будет интересен пластилин, зато он будет увлекаться машинками или рисованием. Это тоже нормально – дайте чуть больше свободы и себе, и ребенку.

Многих тревожит перспектива отдавать ребенка в детский сад, словно это вынужденная необходимость. На всякий случай напомню, что тут тоже есть варианты: повести в сад позже; водить на полдня, подобрать такой детский сад, в котором малышу будет хорошо. Ведь в новой обстановке, окруженный людьми, ребенок начнет вести себя по-другому.

Напоследок обращаю внимание родителей на два момента: 1) важно сделать общение с малышом комфортным для вас самих и 2) быть последовательными и спокойно реагировать на неожиданные «взбрыки» сына или дочери. Прежде всего, хорошо должно быть вам. Чтобы понять, свой потенциал, примерьте роль успешной мамы воспитателя, у которой все получается. Тогда проблемы превратятся в «пункты» рабочей программы, требующие определенного внимания, времени и усилий.

Теперь волшебная палочка в ваших руках. Желаю успехов!

Об авторе
Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, ещё не осознал цену жизни. (Чарльз Дарвин)
Поделиться

Детство … прекрасные моменты на Flickr

  • Sunflowers Love
  • Sunflowers Love
  • Sunflowers Love
  • www.moovershop.com
  • Where will they lead her?
  • Gemeinsam durch dick und dünn

Вся информация на данном сайте приводится исключительно в ознакомительных целях и не может использоваться как рекомендация для самостоятельного лечения. Не занимайтесь самостоятельным лечение, обращайтесь к сертифицированным медицинским специалистам.

BINOW.RU © 2009 2019 Все права сохраняются за правообладателями.

При полном или частичном копировании указывать активную ссылку на BINOW.RU