Родословная леворукости, если ребенок левша

Аня пришла в нашу школу в восьмом классе: родители переехали, и девочку, ранее обучавшуюся в гимназии, записали в новое учебное заведение. Когда в первый раз она вышла к доске, взяла мел и начала записывать условие задачи, ребята довольно громко «зашушукали»: мол, не той рукой пишет… Анюта, будучи не робкого десятка, повернулась к классу и спокойным голосом сказала: «Да, я пишу левой рукой. И что? Тульский мастер, я читала, левой рукой блоху подковал…» И что на это было возразить онемевшим мальчишкам?

Родословная леворукости

Леворукость – это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Это не привычка, не болезнь, не признак гениальности, не результат ошибок родителей или педагога. Это один из нормальных вариантов развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга.

… Сегодня родитель нагремел и за пустяк наказал мальчика, завтра он признается ему в любви, послезавтра ему что-нибудь обещает в порядке подкупа, а на следующий день снова наказал, да еще и упрекнул за все свои добрые дела…

— из лекции 1937 года «О воспитании детей»

У детей ведущая рука формируется приблизительно к четырем годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в четыре года ребенок предпочитает левую руку – и тем более, если среди родственников есть леворукие, – то переучивать ребенка не следует. Если ребенок одинаково владеет правой и левой рукой, он считается «обоеруким», или амбидекстром (обе руки работают, как правая рука). Такие детки обычно без труда привыкают писать и рисовать правой рукой.

Кроме генетической леворукости существует еще патологическая и социальная. Если генетическая леворукость передается по наследству, то патологическая может появиться в результате минимальной мозговой дисфункции, возникающей либо в процессе внутриутробного развития, либо при рождении. Высокая частота левшества наблюдается среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией. Социальная леворукость возникает в результате насильственного, вынужденного переучивания. Это происходит при травмах правой руки, при подражании леворуким людям, при намеренном переучивании взрослыми.

Эффективное обучение

У леворуких людей образ мышления имеет свои особенности. Им свойственна склонность к творчеству, хороший музыкальный слух, артистичность, успехи в спорте. Мыслят они образами реальных предметов, легко воспринимают пространственные отношения. Ведущий канал восприятия – зрительный.

Для повышения эффективности обучения леворуких детей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого, более развитого полушария головного мозга: включать в учебный процесс манипулирование с моделями и макетами, использовать всякого рода схемы. Для лучшего понимания материала левшам требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие. Для леворуких трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Им необходима собственная инициатива и интуиция, индивидуальная работа. При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т. д.), а не на речь.

Переучивать или нет?

На первый взгляд, переучивание ребенка с левой руки на правую кажется обычным делом. Но ведь «проблема» не в руке, а в организации мозга. Сам факт переучивания ребенка воспринимается им как исправление, «переделывание» его сущности, борьба с чем-то постыдным, противопоставление его другим, «правильным» людям. У ребенка могут начаться невротические проявления, недержание мочи, заикание, тики, нарушается сон и аппетит, его могут беспокоить школьные страхи, он быстро утомляется.

В такой ситуации смогут помочь врач и психолог, а родителям придется пересмотреть свои требования к ребенку. Взрослые не должны показывать недовольство леворукостью ребенка, впрочем, гордиться этой особенностью и превозносить левшу тоже не следует. Он не больной, и не гений, а просто человечек, устроенный несколько иначе, чем большинство из нас.

Мяч и пуговицы в помощь

Помимо знаний об окружающем мире, у ребенка перед школой должен быть определенный запас так называемых специальных представлений, которые помогут ему усвоить школьный материал. Например, дети должны уметь различать пространственное расположение предметов (верх, низ, над, под, справа, слева, сбоку и т. п.). Дошколята должны знать и уметь отличать основные геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник, треугольник). Они должны уметь различать величину предметов, знать понятия «больше», «меньше», «часть», «целое».

Для леворуких детей особенно сложными могут оказаться зрительно-пространственные представления и зрительно-моторные координации. Поэтому им необходимо подбирать задания для тренировки моторики, зрительно-пространственного восприятия. Понятия достаточно быстро усваиваются при игре с мячом: мяч над головой (сверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево (вперед, назад).

Задача посложнее: «Играем вдвоем – ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке (левой руке)». Ребенок может все это выполнить, при этом важно зафиксировать его внимание на пространственных категориях. Не нервничайте, если малыш путает понятия (для левши это характерно), терпеливо объясняйте, повторяйте игру.

Еще сложнее бывает сформировать представления о пространственном расположении фигур (деталей) на плоскости. Для этой цели можно использовать пуговицы разного цвета и размера, геометрические фигуры или карточки, детали конструктора «Лего», кубики.

Как определить ведущую руку:

— Предложите ребенку найти спичку в одном из коробков (дается три-четыре коробка). Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.

— Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая – держит пузырек.

— Предложите развязать несколько узелков из шнурка средней толщины. Ведущей остается та рука, которая развязывает узел (другая держит).

— Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.

— Раздавать карты (ведущая та рука, которая раскладывает карты).

— хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).

— Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).

— Рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой.

— Неведущая рука держит часы, ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы.

— Переплетение пальцев рук. Сверху оказывается большой палец ведущей руки.

— Скрещивание рук на груди. Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть неведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.

— Детям старше 11 лет предлагается провести вертикальные линии на расстоянии 1-1,5 сантиметра друг от друга сначала правой, а потом левой рукой за определенное время. Большее количество линий проводится ведущей рукой.

Трудности в письме

Наблюдение за письмом леворуких детей показывает, что самыми распространенными являются ошибки, в которых дети путают близкие по форме буквы и затрудняются в их расположении. Чтобы правильно организовать работу по предупреждению ошибок такого рода, подробнее рассмотрим эти буквы. Первая группа букв имеет ориентацию при их написании слева направо, а также симметричное строение: Е, З, С, Э, К, Н, Г. При написании этих букв часто возникают ошибки зеркального письма.

Чтобы предупредить зеркальное изображение, необходимо включить в предварительную работу зрительный анализ буквы (куда смотрит буква, откуда берет начало, из каких элементов состоит), конструирование буквы из ее элементов. Это лучше делать в специальных альбомах с письменными буквами и их элементами, где начало каждой из них обозначено стрелкой красного цвета, а траектория движения – стрелками черного цвета. При письме данных букв желательно начало каждой обозначить красным цветом.

Во второй группе букв верхняя часть одной буквы соответствует нижней части другой: Т, Ш, П, И, В, Д. Для предупреждения ошибок в изображении этих букв следует проводить их зрительное сопоставление, а также накладывание буквы на другую. При письме в тетради следует ввести для них специальные указатели и опорные точки. После написания букв необходимо сравнить их с образцом путем сопоставления или накладывания образца, написанного учителем на прозрачной бумаге.

Буква О не имеет ориентации в пространстве. При письме овалов особенно необходимы опоры и указатели, которые показывали бы начало и направление движения. Встречаются ошибки, которые вызываются забыванием редко встречающихся форм букв: Ч, ч, X, х, Ф, ф. Для более прочного запоминания их конфигурации следует ввести образное изображение этих букв. Например, букву Х можно увидеть в шагающем человечке, Ч в носике чайника, Ф в фонарике и т. д.

Существуют специальные прописи для леворуких детей. Обратите внимание: специалисты считают, что при обучении леворуких детей неприменима методика безотрывного письма. Так как множество вещей вокруг: музыкальные инструменты, ножницы, различные приборы – приспособлено к праворукому миру, леворукий человечек нуждается в несколько большем внимании и заботе. Пусть ваш маленький левша чувствует себя уверенным и любимым! Успехов вам и гармонии!

Полезная игротека

— Положите на стол 10–15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем второй.

— Зажмите карандаш средним и указательным пальцем. Сгибайте и разгибайте эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем второй.

— Научите малыша ориентироваться не только в направлениях, но и на листе бумаги, чтобы он мог без труда находить верхние, нижние, первые, левые углы, средину листа.

— Дорисовать вторую, симметричную половину к геометрической фигуре, бабочке, солнцу, ведру, елке, грибу и т. д. Можно предложить дорисовать фигуры по заданному образцу: подготовьте несколько одинаковых домиков (корабликов, человечков), у каждого из которых не прорисована одна или несколько линий.

Покадите ребенку контурное изображение ракеты, корабля, попросите внимательно рассмотреть и составить из палочек соответствующий предмет.

— Уделите особое внимание играм с буквами и цифрами. Вырежьте из бумаги элементы печатных или письменных букв, попросите составить ту или иную букву. Составьте из счетных палочек или полуовалов буквы П, Б, Ш, И, Г, Х, Я, Ф, Е, Р. попросите ребенка переставить палочки и превратить одну букву в другую, например Н в П, Б в Ъ.

— Выпрямите кисть руки, плотно сожмите пальцы и поочередно прижимайте их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем второй.

— Дайте ребенку в обе руки по карандашу или фломастеру. Пусть попробует рисовать одновременно двумя руками зеркально-симметричные рисунки, геометрические фигуры.

— Ребенок кладет ладошки на стол и поднимает пальцы по одному (начиная с мизинца) сначала на одной руке, потом на другой, затем на обеих. Повторить упражнение в обратном порядке.

Об авторе
Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, ещё не осознал цену жизни. (Чарльз Дарвин)
Поделиться

Детство … прекрасные моменты на Flickr

  • Mother and son
  • DSC_8978
  • DSC_8970
  • Untitled Flickr photo
  • Untitled Flickr photo
  • Baby sleeping

Вся информация на данном сайте приводится исключительно в ознакомительных целях и не может использоваться как рекомендация для самостоятельного лечения. Не занимайтесь самостоятельным лечение, обращайтесь к сертифицированным медицинским специалистам.

BINOW.RU © 2009 2019 Все права сохраняются за правообладателями.

При полном или частичном копировании указывать активную ссылку на BINOW.RU