Ребенок в гневе! как правильно общаться с подростком-школьником

Родители нередко спрашивают у детских психологов и педагогов о том, как справиться с приступами гнева у ребенка и что делать, чтобы предупредить вспышки ярости. Ведь порой столь эмоциональные (часто немотивированные) реакции на просьбу или замечание взрослых становятся причиной ссор и скандалов. Но взаимопонимание в семье, как известно, залог здоровья малыша, его успеваемости в школе и успешной коммуникации с родными и сверстниками. О причинах детского гнева, способах его укротить и адекватно выражать собственные эмоции расскажем в следующей статье.

Азбука чувств: ярость

Раздражение называют «тихим». Это проявление зарождающейся злости еще легко сдержать. Оно клокочет внутри, и нужно еще что-то, чтобы угли раздражения вспыхнули огнем злости. Злость уже невозможно скрыть: мы сжимаем кулаки, напрягаем скулы и дальше делаем выбор либо в пользу Благородного Гнева, либо Дикой Слепой Ярости. Разница между ними в способе выражения. Гнев потому и благородный, что выражается в словах, и этим показывает победу человеческого начала. А ярость означает: ничто звериное нам не чуждо.

… Семья — очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья, в особенности в жизни социалистического общества, является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение…

— из лекции 1937 года «О воспитании детей»

Остановите меня, пожалуйста!

Впервые мы узнаем это в себе примерно от 2 до 4 лет. В это время ребенок начинает осознавать себя как личность – и тут оказывается, что вокруг тоже личности. Его желания сталкиваются с часто противоположными желаниями мира (в виде родителей). Тут-то маленькие дети в ответ на «нет» взрослого начинают бросаться на него с кулаками, вопить и кидаться всем, что попадет под руку. И родителям важно научить малыша выражать свою ярость адекватно.

К школе большинство детей умеют различать приемлемое и неприемлемое поведение, вспышки ярости уже редки. Это драки, разорванные тетради (когда не получается задание или поставлена плохая оценка). И все это быстро пресекается окружающими взрослыми или друзьями. А вот дальше мы становимся взрослыми. И если мы научились только сдерживать и подавлять злость, начинают происходить грустные, а иногда и трагичные вещи.

Остановить нас больше некому, и любая ситуация, где мир (в виде мужа, жены, детей) противостоит нашим желаниям, вызывает раздражение, переходящее в злость, и дальше – в ярость. Мы срываемся именно на близких: срыв на работе чреват потерей работы, а дети никуда не денутся.

Мама, бушуй конструктивно!

Пете 8 лет, он явно отстает в учебе. В первом классе это его не волновало, но во втором начались оценки, и он понял, что не особо успешен. Мама – человек волевой, и считает, что препятствия нужно преодолевать, иначе ты неудачник. Сын другого темперамента, и при столкновении с неудачей предпочитает отступить.

Мама от его упрямой лени и нытья быстро впадает в ярость. И заканчивается все рукоприкладством и скандалом. В итоге несчастны все. В ходе работы с психологом мама осознала, что воспринимает поведение сына как собственную родительскую неудачу. А поскольку быть неуспешной – самый большой страх в ее жизни, то, чтобы его преодолеть, она пытается любой ценой заставить его быть успешным, что, конечно же, невозможно.

Мы поговорили с учительницей Пети, и попросили уделять больше внимания его достижениям. Ведь они у него на самом деле были. Просто сравнивать в данном случае стоит с самим собой, а не с отличниками-одноклассниками.

Потом подключили папу. Он мог спокойно проверять уроки и в случае нахождения ошибок разбирал их без лишних нервов. А мама в результате решила научиться выражать свой гнев иначе. Все эти шаги привели к постепенному улучшению ситуации. В итоге Петя снова захотел учиться, оценки улучшились, отношения с мамой снова всех радуют. Срывы бывают, но мама честно берет ответственность на себя.

В своей практике я часто сталкиваюсь с приступами ярости вперемешку с ощущением полного отчаяния у родителей подростков в разгар этого кризисного возраста. Тогда ребенок превращается в нечто непонятное, местами взрывоопасное и, главное, никак не реагирует на все попытки родителей наставить его на путь истинный. Здесь тоже часто начинаем с того, что ощущают родители и как можно выразить все эти чувства более конструктивно.

Три шага от пожара

Так что же это за способы, помогающие выражать злость адекватно? Или, выражаясь иначе, помогающие не доводить раздражение до ярости? Как ни странно, и в 3, и в 30, и в 60 они одни и те же.

1. Заход со стороны тела. Наблюдение за собой. Где, в каких мышцах, каких участках тела живет ваша злость? Прямо сейчас, читая эти строки, попробуйте вспомнить раздражающую ситуацию и отследить, что начинает происходить в вашем теле. У меня, например, напрягаются скулы и сжимается область желудка.

После того, как вы нашли эти зоны, попробуйте ими подвигать, потянуться, глубоко подышать, направляя выдох именно в эти области. Вообще три-четыре глубоких вдоха и выдоха автоматически запускают программу расслабления и успокоения. И если вы научитесь различать все телесные признаки надвигающейся ярости в самом начале, то можно остановить этот процесс с помощью вышеописанных действий.

2. Если процесс запустился, и злость уже готова обрушиться яростным водопадом, попробуем привлечь разум. А именно: можно топать ногами, кидаться безопасными предметами (подушки, мягкие кубики и т. д.) и обязательно говорить. Озвучивать свои чувства: «Как меня все это бесит!!! Не хочу так жить!!! Хочу, чтобы все это закончилось!!! Я в ярости!!! Хочется всем оторвать голову и выбросить в окно!!! А-а-а-а!!!» Заметьте, все это правда и все это только про себя. Так называемые Я-высказывания позволяют и выразить свои чувства, и не причинять вред окружающим.

3. Можно использовать техники, позволяющие выражать чувства без слов. Например, когда сидишь на уроке или очень зол на человека и понимаешь, что если выскажешься сейчас, то ни к чему хорошему это не приведет, а высказаться очень хочется. Тогда на помощь приходит творчество.

Можно выразить свою злость в виде рисунка. Это может быть спонтанная может быть вполне осмысленный комикс или карикатура, где объект ярости представлен «во всей красе». Еще можно злость лепить, танцевать, петь. Выбрать песню, наиболее подходящую для выражения своего состояния, и громко ее пропеть.

И когда волна ярости схлынет, можно принимать решения, обсуждать, размышлять. Ведь главное – быть в контакте с собой, понимать и принимать свои чувства и состояния. Выбирать способы их выражения. С удовольствием творчески дирижировать оркестром своего внутреннего мира, вслушиваясь в мелодию собственной жизни.

Об авторе
Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, ещё не осознал цену жизни. (Чарльз Дарвин)
Поделиться

Детство … прекрасные моменты на Flickr

  • Tôm & Tép
  • Tôm & Tép
  • Tôm & Tép
  • Tôm & Tép
  • Tôm & Tép
  • Tôm & Tép

Вся информация на данном сайте приводится исключительно в ознакомительных целях и не может использоваться как рекомендация для самостоятельного лечения. Не занимайтесь самостоятельным лечение, обращайтесь к сертифицированным медицинским специалистам.

BINOW.RU © 2009 2019 Все права сохраняются за правообладателями.

При полном или частичном копировании указывать активную ссылку на BINOW.RU