Ребенок часто болеет нужен психолог!

По мнению детских стоматологов, нередко зубы у ребенка могут заболеть, если он эмоционально напряжен и испытывает повышенные психические нагрузки. Допустим, приближается пора экзаменов или между родителями назревает ссора. Такая ситуация травмирует психику малыша, а стресс, в свою очередь, вызывает снижение иммунитета и развитие воспалительных процессов. Так что, прежде чем записываться на прием к стоматологу, посетите детского психолога – все болезни все-таки от нервов.

Ребенок часто болеет? Нужен психолог!

… Действительный авторитет основывается на вашей деятельности, на вашем чувстве, на вашем знании жизни ребенка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание…

— из лекции 1937 года «О воспитании детей»

Дети, которые болеют часто и всем подряд, или, напротив, «специализируются» на какой-нибудь одной болезни, всегда вызывают у родителей беспокойство и горячее желание что-то делать. Визиты к гомеопатам, невропатологам, гастроэнтерологам и стоматологам, сдача всевозможных анализов – все это, конечно, важно для родителей, а порой действительно нужно для здоровья детей.

К сожалению, в списке специалистов, которых нужно посетить при диспансеризации, отсутствует один очень важный человек – психолог. И притом, семейный, поскольку часто детские болезни вызваны не просто наследственностью и отсутствием закалки, а психологическим климатом в семье. Заболевания детей, возникающие вследствие психического напряжения и стрессовых переживаний, называются психосоматическими. Само их название показывает путь, который проходит стресс: от души к телу.

Как часто мы, взрослые, закаленные жизнью люди заболеваем в результате проблем на работе или острых переживаний в личной жизни… И все-таки мы обладаем определенным стрессовым иммунитетом, тогда как у детей он еще в должной мере не выработан. Поэтому не удивительно, что незначительный с нашей точки зрения случай может вызвать у здорового ребенка не только психологическую, но и соматическую, телесную реакцию. Особенно если стрессовая ситуация повторяется изо дня в день.

Пример из жизни. У кабинета сурдолога ждет своей очереди четырехлетний Петя. Правда, на вид здоровый ребенок иногда чуть заикается. Очаровательный мальчик успел и песню спеть, и машинками поделиться, и пригласил нас с сыном в гости. Но вот, маме кажется, что он мешает больным ходить по коридору. Она при всех «с чувством» громко отчитывает ребенка: «У всех дети как дети, откуда ты такой взялся?» Петя виновато оглядывается на нас.

И мелькает мысль, что не ребенку надо к сурдологу, а маме на психотерапию. Иначе ни один логопед, увы, ситуацию не исправит. Механизмы возникновения психосоматических болезней у детей довольно просты. К примеру, ребенок садится за стол в предвкушении вкусного обеда, с любовью приготовленного бабушкой. И тут неожиданно влетает не в меру чистоплотный дедушка и кричит: «Посмотрите, как он ест! Тут ляпнул, там ляпнул! Прекрати сейчас же! Почему вы никак не научите его нормально есть?!»

На лицо ситуация, травмирующая ребенка сразу с нескольких сторон: мощная агрессия со стороны деда, чувство вины и собственного несовершенства, унижение чувства собственного достоинства. Хорошо, если у бабушки хватит мудрости «погасить» поборника порядка, подбодрить внука и провести потом разъяснительную беседу с дедом. Но, скорее всего, у самой женщины в этой ситуации сработает защитный механизм.

Она только добавит негатива мальчику, из-за которого досталось и ей. В итоге мы имеем здорового ребенка, который с аппетитом сел покушать, и вдруг в него ударило столько негативных эмоций! Ситуация повторяется еще несколько раз, закрепляется обратная связь: выделение желудочного сока в ответ на стресс – и ребенок уже сидит в очереди к гастроэнтерологу. Для того чтобы это произошло, порой и сцен устраивать не надо. Достаточно каждый раз за столом расспрашивать школьника о том, как дела в школе.

Вроде, наоборот, проявляем заботу, а выходит все та же очередь. Аналогичны механизмы образования других психосоматических болезней, к которым относятся: кожные заболевания, бронхиальная астма, заболевания ЖКТ, желчного пузыря, мочевыводящих путей, проблемы в работе сердечно-сосудистой системы, головные боли, а также многие другие детские заболевания, включая инфекционные.

У каждого из этих детских заболеваний есть своя цепочка того, что происходит на психологическом уровне, и как это отражается на телесном. Например, у отличницы, от которой родители ждут сверхрезультата, а ее чувства и переживания считают незначительными в сравнении с «великой целью», есть риск получить проблемы с сердцем.

Эмоции обесцениваются родителями, девочка сдерживает их, и сердце в буквальном смысле болит от переполняющих его, но не находящих выхода чувств. Психологический портрет астматика тоже довольно типичен: вкратце можно сказать, что психологически за болезнью стоит невозможность «дышать полной грудью». Но, что интересно, дыхательная система особенно подвержена у детей стрессовым ударам.

Ведь это единственная жизненно необходимая функция, которая появляется у ребенка уже после рождения, при первой встрече с матерью, и потому она так тесно связана с взаимоотношениями с родителями. Она может нарушиться, даже если здоровый ребенок не получает достаточно любви и поддержки от мамы и папы. А может быть и наоборот – гиперопека не дает свободно вздохнуть: даже вздох сложно сделать без родительского контроля и одобрения.

Распространены и псевдоаллергенные кожные реакции у ребенка, которые могут «закрепиться» за определенным видом стресса и с навязчивостью возвращаться к студентам перед экзаменом или ребенку при ссоре родителей. Причина таких ярких проявлений стресса в виде детских болезней проста: ребенок становится «маячком», который изо всех сил сигнализирует о том, что семейный корабль вот-вот сядет на мель.

Но бывает и так, что малыш или школьник болеет не чем-то конкретным и хроническим, а подхватывает все вирусы, которые щедро приносят эпидемии. Он пропускает садик или школу, мама постоянно носится с ним по врачам и сама уже устала оттого, что он у нее «такой болезненный». Ведь, и правда, очень легко ребенка сделать болезненным. Причем, без помощи эпидемий. Например, не обращать внимания на него здорового.

Но приносить чай из розовых лепестков и сутками читать сказки у постели заболевшего малыша. Или позволять чаду абсолютно все только потому, что он слаб здоровьем или пережил серьезную болезнь в детстве. Ребенку показывают выгодную для него модель поведения, когда он получает блага за то, что лежит в постели с очередной простудой. Говоря о выгоде, скажу еще и о том, что в некоторых случаях скрытую выгоду получают и матери.

Они целиком заняты своим болезненным ребенком как смыслом своей жизни. Они бегут в него от своих собственных проблем или реализовывают свою потребность во власти и повышении самооценки. Им хочется управлять и быть жизненно необходимыми или чувствовать себя спасительницами. Всего этого, конечно, легче достичь с «больным» и «беспомощным» ребенком. Слово «ребенок» мне тоже захотелось взять в кавычки.

Потому что такому «ребенку» бывает и семь, и 37 лет. Так что гиперопека тоже способна сделать инвалида из здорового, способного к самостоятельной жизни человека. Впрочем, порой болезнь у ребенка (как и у взрослого) – это единственная возможность «легально» отдохнуть, не получая нагоняй от «внутреннего полицейского» и не боясь разочаровать родителей.

Тогда болезнь у ребенка становится способом замедлить темп жизни и снизить нагрузку, что характерно для детей, слишком загруженных бесконечными кружками, секциями и репетиторами. Конечно, в лечении детских болезней нельзя надеяться только на психолога, забывая о врачах. Ведь каждое заболевание формируется многими факторами: наследственностью и экологией… Огромную роль играет, как все мы знаем, образ жизни семьи.

Давайте помнить о том, что здоровый образ жизни – это не только пробежки по утрам и фруктовые салаты вечером. Это и психологическая сторона семейной жизни: уважительное отношение друг к другу, любовь, забота и поддержка. Если ребенок любим, счастлив, если его чувство собственного достоинства поддерживается, а не уничтожается, иммунитет ребенка будет крепче, так что болеть он будет меньше и легче.

Об авторе
Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, ещё не осознал цену жизни. (Чарльз Дарвин)
Поделиться

Детство … прекрасные моменты на Flickr

  • Mother and son
  • DSC_8978
  • DSC_8970
  • Untitled Flickr photo
  • Untitled Flickr photo
  • Baby sleeping

Вся информация на данном сайте приводится исключительно в ознакомительных целях и не может использоваться как рекомендация для самостоятельного лечения. Не занимайтесь самостоятельным лечение, обращайтесь к сертифицированным медицинским специалистам.

BINOW.RU © 2009 2019 Все права сохраняются за правообладателями.

При полном или частичном копировании указывать активную ссылку на BINOW.RU