Осторожно! смотрят дети

Кому не знаком отвлекающий прием: дитя не хочет кушать, и мама включает телевизор, чтобы протолкнуть очередную ложку с едой в открытый от удивления ротик? Или другой пример: малыш излишне подвижен и разговорчив, у родителей иссякли предложения по проведению досуга, и, чтобы высвободить хотя бы часик для неотложных домашних дел, усаживают чадо перед телевизором. Однако для того, чтобы родители приняли сознательное решение — будут ли их дети смотреть телевизор и в каких случаях — необходимо познакомить их с современными результатами физиологических и психологических исследований.

Главный аргумент в пользу негативного воздействия ТВ на жизнедеятельность человека заключается в том, что познавательный эффект от телевизионных просмотров весьма низок, а эмоциональная сфера субъекта испытывает серьезные нагрузки. Обратимся к книге Райнера Пацлафа: «По прошествии трех недель обнаружилось, что знания, полученные через телевидение и радио, были забыты, а вот вызванные масс-медиа эмоциональные переживания остались в первозданном виде».

… Всем известно, что вырастить ребёнка — это большой труд, но когда об этом говорят, чаще имеют в виду физический уход. Не всегда помнят о том, что воспитание — это и огромный душевный труд, без которого невозможно обойтись. Я не имею в виду чего-то возвышенного или философского — нет, речь идёт о вполне конкретных, земных вещах. Лучше всего это пояснить на примерах…

— из статьи «О планах и надеждах в воспитании детей»

Можно предположить, каков будет эффект от просмотра фильма ужасов (или даже отдельных сцен, показанных в анонсе и случайно подсмотренных малышом) у ребенка дошкольного возраста (и не только у ребенка). Эмоциональные образы могут всплывать еще долго после этого события с поразительной яркостью и живостью, а родители подчас недоумевают — откуда взялся этот непонятный страх?

Контрастные, эмоциональные рекламы детских товаров и игрушек порождают непреодолимое желание у малышей купить, приобрести эти объекты — они словно становятся частью образа жизни карапузов — с какой легкостью дети выдают рекламные слоганы и песенки (чего не заметишь при заучивании стихотворений, например).

Для ребенка телевизор опасен еще и тем, что экранные образы начинают доминировать над работой собственного творческого воображения. Проиллюстрирую данный посыл сценкой из собственной практики. В группе детей провожу упражнение «Походка» — необходимо пройти по кругу индивидуальной походкой, т. е. так, чтобы не было похоже на движения остальных. Мальчик 4-5 лет прошел, выставив указательный палец и мизинец, резко поднимая-опуская их по ходу движения. «А что ты изображал руками?», — интересуюсь я, — «может быть, подбрасывал мячик?» «Нет, это так ходит Человек-Паук, он выбрасывает паутину… » и далее последовало подробное изложение того, кто это такой, с кем он воюет и что делает, с перечислением специфических имен и приспособлений. Образ Человека-Паука преследовал нашу группу еще несколько встреч…

Кроме всего прочего, притягательность телевидения заключается в ярких, динамичных образах. Но как раз они мешают усвоению логической, смысловой информации, причинно-следственных связей. Этот посыл вдвое верен для детей — ведь, просматривая передачу или мультфильм, далеко не всегда дошкольники, а часто и школьники отдают себе отчет, о чем тот или иной сюжет.

Это послужило необходимым сигналом для того, чтобы взрослый задумался над необходимостью обсуждения увиденного с малышом. А ведь гораздо важнее мудреных имен понять, о чем эта история, каковы взаимоотношения героев.

И, конечно, необходимо, чтобы предлагаемое содержание было по силам вашему малышу. На мой взгляд, современные зарубежные и отечественные мультфильмы (типа «Ледниковый период», «Мадагаскар», «Алеша Попович и Тугарин-Змей» и др.) скорее рассчитаны на взрослую аудиторию, чем на детскую. Своеобразный (прямолинейный) юмор, сленг и взаимоотношения, взятые прямо из жизни (чернушной ее стороны) — не лучший пример для подражания и повод для совместного анализирования с малышом…

В моей семье мы долго искали те мультфильмы, с которых стоит начинать знакомство нашей дочери с этим жанром (мы используем для этого компьютер). В 2 года она игнорировала любые экранные рисованные изображения. И мы пришли к общему решению — начать показ с советских кукольных мультфильмов. Это были «Ушастик», «Козленок, который считал до десяти», «Как ослик счастье искал», «Кто сказал Мяу?», «Домовенок Кузя», «Лошарик». «Ушастик» прошел на ура — ведь в нем предлагаются простые, знакомые малышам истории (как познакомиться, как играть вместе), озвученные короткими, доходчивыми все звери удивительно трогательные и притягательные.

А вот «Том и Джерри» так и остается лежать на полке (думаю, до младшего школьного возраста). Конечно, малыш может увидеть серию на тв-экране, будучи в гостях, в местах массового отдыха.

Но обратите внимание, как реагирует ребенок на подобные сюжеты. Моя дочь начинает переживать, кукситься, спрашивать, что происходит, почему кота ударили и как же он теперь будет…

Постепенно привыкая к подобным мультипликационным оборотам, утешаясь уговорами взрослых («Да все хорошо. Смотри: он встал и побежал дальше!»), ребенок формирует совершенно неадекватное представление о ценности жизни как таковой, о степени агрессии, у него притупляется восприимчивость к сценам насилия.

А в школьном возрасте (хотя, как было видно из вышеприведенных примеров, у многих и гораздо раньше) подросшим ребятишкам предлагают уже полнометражные ленты с реалистическими сюжетами террора или сериалы с бесконечно повторяющимся сюжетом — одиночка или горстка героев противостоят бесчисленной армии тьмы.

И единственное средство борьбы со злом — физическое уничтожение. Как правило, дети подражают образу жизни родителей. И если последние сами являются заложниками телеэкрана, телевизор присутствует в их жизни в «фоновом» режиме, то начинать необходимо прежде всего со взрослых.

Необходимо организовывать сюжетно-ролевые (совместные и самостоятельные) игры, читать книги и беседовать о прочитанном, совершать экскурсии в музеи и на выставки, поддерживать познавательную активность ребенка, предлагая различные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, вышивка, плетение, музицирование, театрализация), спорта. Все это в совокупности позволит грамотно простроить досуг ребенка, развить в нем творческий потенциал и снизить негативное влияние современного телевидения.

Галина Данилкина, детский психолог

Об авторе
Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, ещё не осознал цену жизни. (Чарльз Дарвин)
Поделиться

Детство … прекрасные моменты на Flickr

  • DSC01417-Modifica
  • _DSC8190
  • _DSC8183
  • DSC09000
  • DSC09031
  • DSC08967

Вся информация на данном сайте приводится исключительно в ознакомительных целях и не может использоваться как рекомендация для самостоятельного лечения. Не занимайтесь самостоятельным лечение, обращайтесь к сертифицированным медицинским специалистам.

BINOW.RU © 2009 2019 Все права сохраняются за правообладателями.

При полном или частичном копировании указывать активную ссылку на BINOW.RU