Мария Монтессори–педагог, психолог, физик. Ее методика обучения детей широко применяется уже много десятков лет в Америке и Западной Европе. Когда как в восточной Европе около семидесяти лет мало кто слышал о ней. И вот снова об этой методике образования говорят, на ее основе открываются школы и детские сады, родители интересуются занятиями по Монтесссори и живо обсуждают уже испробованные из них.
По методике Монтессри учатся десятки тысяч детей в разных странах мира. Внуки и правнуки великого Льва Толстого так же учились по этой методике, когда эмигрировали за границу. Кстати, В США, Нидерландах и Финляндии школы, обучающие по методике Монтессори, считаются государственными учебными заведениями.
Принципы обучения Монтессори
Мария Монтессори преподавала в Римском университете, она, была первой женщиной–врачом в Италии. В своей знаменитой книге «Дети – другие» Монтессори открыла всем новое видение ребенка, который переживает все как взрослый человек, поэтому и обучать его необходимо соответственно. Позже свою методику обучения, Монтессори назвала «системой саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде».
В детском саду по Монтессори начинаются занятия с того, что воспитатель здоровается с каждым малышом за руку и дети выбирают сами себе занятие.
Существуют три главных принципа, на которых основывается данное обучение:
- Интерес
- Индивидуальный подход
- Свобода выбора
Комнату в данном садике делят на несколько зон. Первая зона считается практической (зона реальной жизни), где малыша учат обычным повседневным вещам: как правильно застегивать пуговицы, зашнуровывать ботиночки, умываться, или даже месить тесто и т. д. Дети при этом помогают друг другу. Вторая зона называется зоной сенсорного развития, в ней ребенка знакомят со свойствами предметов, их цветом, формой, размером, различными материалами и т. д.
Остальными зонами чаще всего являются зоны: математическая, географическая, языковая, зона спортивная, где дети выполняют различные физические упражнения.
В школах дополнительно к этим добавляют зоны музыки, танцев, пения, искусства. Обычно через несколько часов занятий, как в школе, так и в саду дети собираются в круг и рассказывают друг другу о том, чем они занимались, что новое узнали за это время. Педагог или преподаватель при этом стоит в стороне и не вмешивается в разговор детей. То общение является свободным выбором каждого ребенка.
Конечно со стороны сначала кажется, что роль педагога в этой методике обучения небольшая и не значимая. Ведь он не читает, не заставляет заниматься, не проверяет домашнюю работу у детей.
Но педагог в учебном учреждении по Монтессори все же имеет свои конкретные задачи:
- Готовит помещение для занятий
- Показывает детям, как быстро выполнять задания и правильно работать с материалом
- Устраняет факторы, которые мешают ребенку заниматься
- Наблюдает за успехами каждого ребенка индивидуально, предлагает для него более сложные задания, если ребенок желает их выполнять
- Проводит так же работу с родителями, объяснят им, как заниматься с ребенком дома, как правильно его хвалить, или поучать
Система обучения по Монтессори имеет свои исключения. Например, нельзя быстро реагировать на просьбы ребенка помочь ему, нельзя плохо отзываться о ребенке, не стоит трогать ребенка пока он сам об этом не попросит. Существуют и плюсы, и минусы данной методики обучения. Давайте рассмотрим их ниже.
Плюсы и минусы методики Монтессори
Обучение детей по методике Монтессори помогает детям становиться самостоятельными, не бояться трудностей, с которыми они столкнется в жизни. Так же данная педагогика учит детей познавать себя и окружающий мир, уважать людей, любить природу, животных. Для проведения занятий по данной методике не нужно никакого современного и дорогого оборудования или конкретных игр. Ребенок сам вправе выбирать себе занятие, сам принимает решения по поводу своего будущего, в плане того, что ему интересно, а не родителям или педагогам.
Но есть и недостатки данной методики. Дело в том, что основной уклон в обучении идет на развитие моторики, аналитических способностей, а творчеству уделяется совсем мало внимания. К тому же в данных школах не практикуются ролевые игры, которые важны для развития ребенка. Большим минусом является и отсутствие уроков рисования.
Данная методика подходит не всем детям. Ведь сорванец, который чересчур активный и шумный будет раздражать педагогов. А ребенок, наоборот, склонный к аутизму может еще больше замкнуться в себе.
Но стоит заметить, что сегодня методика Монтессори в первоначальном виде почти не используется. Сейчас лучшие педагоги и психологи разрабатывают новые зоны для игр и практической работы. Они постоянно ищут разные подходы к детям, соответственно индивидуальности каждого ребенка. Все силы современной педагогики сейчас направлены на улучшение данной методики с целью вырастить детей полноценными и успешными личностями.