О неврозах детей начальной школы

Окружающая среда, куда попадает, и с чем сталкивается первоклассник: школы, кабинеты, дети, учитель, — далеко не всегда безопасна для ребенка. Зачастую она и вовсе агрессивна. Особую роль здесь, конечно, играет учитель: крики, холодность, усталость, раздражение, — все это ежедневно сваливается на ребенка начальной школы. Поэтому и он, в свою очередь, считает новую окружающую среду — школу — отнюдь не безопасным местом.

В своем мире представлений ребенок начальной школы, как может, защищается. Он фантазирует, строит безопасные, как ему кажется, заслоны перед внешней агрессией, но все эти фантазии не идут на пользу ребенку. Не в силах реально противостоять ни агрессии учителя, ни агрессии детей, в том числе и старших, он замыкается на каких-то защитных моментах своего внутреннего мира, зацикливается на них и в итоге оказывается пленником собственных неврозов, которые никогда не заставят себя долго ждать.

С каждым годом пребывания в начальной школе неврозы, если ими специально не заниматься, только усиливаются, растут, закрепляются, и в результате становятся неотъемлемой частью личности; и понятно, что далеко не самой лучшей ее частью.

Неврозы сказываются и на поведении детей, и на их учебе, и на их взаимоотношениях с окружающими. Через нашу начальную школу проходит много таких детей, умных, симпатичных, вполне сообразительных и талантливых, но зажатых в рамках своих неврозов. В этом учебном году пришел к нам новый мальчик из государственной школы, специально не буду называть его имя, в 4 класс. Папа жаловался на проблемы в учебе, на поведение, замкнутость, нежелание работать. Действительно, ребенок специфичный. Весь мир он воспринимал как враждебный. Уроки — невыносимой мукой, карой за одному только богу известную провинность. От детей шарахался и всех хронически оскорблял. Одноклассники, многие прошедшие схожий путь, крепились как могли, чтобы только не побить нового мальчика, щуплого и низкорослого, — думаю, их терпимости мог позавидовать любой взрослый. Сам мальчик бегал, скрючившись, по школе, делая все, чтобы только улизнуть от начавшегося урока. Оказывается, в старой школе его постоянно били, а учителя зажимали на уроках.

Первое время пришлось с ним работать индивидуально: оставлять после уроков, еще раз объяснять материал. Прошло время, и мальчик начал потихоньку оживать: перестал пугаться учителей, одноклассников, многих предметов, в том числе и ненавистную математику, по которой у него были существенные пробелы. Оказалось, что у ребенка великолепная память, неубитая любовь к чтению, живой пытливый ум. Последняя победа — английский язык. Он пришел в класс, где дети занимались языком с 1 класса, с нулевым уровнем; понятно, что страх перед предметом в такой ситуации — обычное дело. Действительно, первое время были трудности, двойки, нежелание работать. Сейчас же учитель говорит, что с ребенком нет проблем: он с удовольствием работает, получает высокие оценки. Спокойствие и доброжелательность учителя, настрой на то, что все получится, сделали свое дело.

Такой типичный случай школьного невроза, к сожалению, характерен. Ребенок начальной школы боится педагогов, уроков, и, как следствие, перестает учиться. Он теряет веру в себя, свои силы, которая с годами тает и исчезает насовсем, превратившись в практически неискоренимую черту личности. Самое страшное, что многие учителя ничего не делают или, напротив, усиливают этот страх, считая, что он — условие сдерживание класса. Получаются же такие дети, задерганные, запуганные, загнанные в узкие рамки невроза.

Такая жизнеутверждающая история, когда за короткий срок удалось справиться с рядом проблем ребенка начальной школы, не исключение. Многие проходят схожий, где-то более тернистый путь через нашу начальную школу; только, увы, таких историй становится с каждым годом все больше и больше, и довольно трудно становится подбирать к каждому ребенку свой особый подход. Некоторые раскрываются лишь через год, два, три. Некоторым же мы уже не в силах помочь — слишком сильно запущенные неврозы стали частью личности; в такой ситуации мы можем только что-то корректировать, чтобы хоть как-то сберечь оставшееся живое в ребенке.

Встречаются и дети, которые в результате приобретенных неврозов вынуждены принимать лекарства. И таких детей тоже становится все больше. Тенденция, с которой приходится считаться.

Соответственно и обучение в начальной школе начинает строится с учетом данных особенностей учеников. На первое место среди учительских качеств становятся такие, как терпение, спокойствие, умение адекватно отреагировать на любую возникшую ситуацию. Повышением голоса и уж тем более

Важную роль играет эмоциональное состояние учителя. Довольно тяжело работать с невротическими детьми эмоционально холодному учителю. Какими бы знаниями и опытом он не обладал, не будет у него на уроке комфортно ребенку с неврозами. С неврозами можно справляться только эмоционально теплому человеку, готовому делиться своим теплом с детьми.

У такого учителя дети начинают оживать, в них просыпается вера в себя, в свои силы. Не будем лишний раз говорить, что значит учитель для ребенка в начальной школе — на первых порах он по своему

Так что все во власти учителей: создавать, закреплять неврозы или сглаживать, снимать их. Все зависит от установки учителя: пользуюсь я любовью маленьких учеников для наведения дисциплины и порядка в классе, где учитель — главная фигура, или помогаю им, преодолевая трудности, обрести себя как личность.

Об авторе
Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, ещё не осознал цену жизни. (Чарльз Дарвин)
Поделиться

Детство … прекрасные моменты на Flickr

  • Lulu, shot taken with my new 23 f 1.4.
  • DSC08961
  • Lloret de Mar beach
  • DSC08943
  • DSC08932
  • DSC_8539

Вся информация на данном сайте приводится исключительно в ознакомительных целях и не может использоваться как рекомендация для самостоятельного лечения. Не занимайтесь самостоятельным лечение, обращайтесь к сертифицированным медицинским специалистам.

BINOW.RU © 2009 2019 Все права сохраняются за правообладателями.

При полном или частичном копировании указывать активную ссылку на BINOW.RU