Николай амосов, учить с колыбели!

Хаос мнений: «Главное — гены: умным нужно родиться».

«Нет, все дело в школе, постановке образования».

… С основными же нравственными принципами (уважение к людям, честность, доброта и пр.) ребёнок должен познакомиться лет до пяти. То есть примерно к этому возрасту, я думаю, должна быть сформирована шкала ценностей, нравственная основа, которая останется с человеком на всю его жизнь. Это тоже непросто, но делается и происходит постепенно и при разумном подходе вполне осуществимо…

— из статьи «О планах и надеждах в воспитании детей»

«Образование? Ерунда! Образованные тоже бывают подлецами. Главное — воспитать безошибочное чувство на добро и зло»…

К сожалению, пока мало надежных количественных данных, настоящей современной науки — и это по такому важному вопросу! Одно несомненно: воспитанию — первое место.

А воспитать, не развивая интеллект, — дело трудное. На ограниченного человека действует и ограниченная среда. Воспитание возможно, конечно, и только примером,

Итак, основной тезис: умного ребенка легче воспитать. Снова вернулись к началу: где же взять ум?

* * *

Попытки ускорить развитие не были столь же показательны, как эксперименты с его замедлением, поставленные самой жизнью в случаях с «Маугли». И все же исследования по раннему обучению, проведенные в последнее десятилетие, довольно красноречивы. Все дети, которых рано и правильно учили, были отличниками; среди их сверстников, не прошедших, такого «курса», успевал на отлично лишь один из десяти.

Вывод: основы интеллекта закладываются в первые годы.

Если взять за единицу интеллект 17-летних (выпускников средней школы), то окажется, что, чуть ли не половина его закладывается уже к 4 годам, а к 6 — целые две трети! Темпы дальнейшего нарастания определяются исходным уровнем перед школой. Похоже, что школа, которая вроде бы может лишь прибавлять к нему некие одинаковые для всех порции информации, в действительности умножает его на определенный коэффициент: ведь вместе с объемом знаний увеличивается и тяга к новым знаниям.

* * *

Как же выглядит система раннего активного воспитания?

Первое условие — правильная дозировка воздействий в зависимости от возраста. Если нового много, оно не воспринимает ся, так как устает внимание, человек теряет нить. Более того, это может привести к перенапряжению и срывам. Если нового мало, следить надоедает, становится скучно. Система не действует. Есть оптимальное соотношение порции нового к уже накопленной информации.

Второе условие — форма воздействия. Любовь и ласка. Ровность в обращении. Твердость в главном, но без упорства. Кроме того, личный пример — для воспитания чувств.

Разумеется, необходимо время. Один час «квалифицированной» работы — разговоры с ребенком. Еще 1-2 часа — «технической» работы, например, чтения. О гигиене, режиме питания, физической культуре не говорю — это разумеется само собой. А теперь конкретнее — о расписании занятий.

* * *

ПЕРВЫЙ ГОД.

Игрушки и разговоры. С ребенком следует рано и много говорить. Показывать и называть предметы. С полугода — читать книжки с картинками. Наблюдать реакцию и по ней дозировать сложность, продолжительность, интервалы, переключения. Общение со взрослыми — вот главный источник информации для годовалого младенца.

* * *

ВТОРОЙ ГОД.

Формирование речи. Активно учить говорить. Разговаривать, спрашивать, читать. Учить играть с игрушкой.

* * *

ТРЕТИЙ ГОД.

Продолжение предыдущего. Расширять словарь, умеренно заботясь о правильности произношения. Читать и беседовать. Учить заниматься самостоятельно — играть с игрушками, рисовать. Общение дает информацию, новый материал. Творчество развивается в одиночестве.

* * *

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД.

То же плюс учение как обязанность с очень осторожным нажимом. 15-20 минут в день, но именно обязательной работы. Буквы, слоги, счет. Грамматически правильная речь. Рисование. Самостоятельные занятия с игрушкой.

* * *

ПЯТЫЙ ГОД.

Чтение, письмо. К 5 годам ребенок должен уметь прочесть простые слова, написать их печатными буквами. Полчаса обязательной работы. Элементарное самообслуживание. Стимулировать самостоятельные занятия.

* * *

ШЕСТОЙ ГОД.

Техника чтения. Отлично, если к 6 годам ребенок будет читать для своего удовольствия (к сожалению, такое удается редко). Самостоятельные занятия: рисование, куклы, простые наборы для конструирования. Письмо. Арифметика.

* * *

Понятно, что это лишь грубая схема. Сроки можно немного сдвинуть, но главные пункты обучения крайне важны: речь, счет, чтение, рисование, умение заниматься самостоятельно в одиночестве. Результаты проверяются по сумме сведений и навыков, а так же по развитию воли. Успехи обязательны. Они, помимо всего прочего, источник положительных эмоций для ребенка.

Не буду говорить о специальных вопросах воспитания, о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Подчеркну лишь уже сказанное: раннее развитие интеллекта обучением облегчает решение сугубо воспитательных задач; умный ребенок легче усваивает нормы поведения. К сожалению, он рано начинает понимать и недостатки воспитателей. Поэтому важно включать в программу хорошие книги и хорошие кинофильмы.

* * *

Естественно, возникает масса вопросов, возражений. Вот главные. «Как быть с телевизором?» Воздерживаться. Нет ничего проще: включил, и вроде бы никаких забот — ребенок и молчит, и информацию получает. Изучено: неэффективно. Поэтому ограничиваться детскими передачами. «Где взять время?»

Можно найти и должно. Надо запомнить: воспитание — не просто серьезная работа, это очень важное дело. Для самого малыша, для родителей, для общества, для нашего будущего. Проблема облегчается тем, что в наших семьях обычно по 1-2 ребенка на 3-4 взрослых. Возраст старости удлинился, есть бабушки, дедушки, не говоря уж о воспитателях в детских садах и яслях.

«Не умеем».

Да, это не просто. Но доступно в принципе всем. Нужно учиться. Для обучения родителей есть много каналов: телевидение, радио, книги. Поначалу физически трудно разговаривать с ребенком 2-3 часа: иссякают темы, устаешь придумывать. Выход? Читать детские книги, это много легче. Кроме того, в них есть мораль, воспитательный материал.

Я не призываю к тому, чтобы родители бросились учить всех 3-летних малышей грамоте, таблице умножения и т. п. Но одно не вызывает сомнений: нельзя жалеть время на разговоры. Не только отвечать на всевозможные «почему», но и самим активно руководить беседой. И (осторожно!) показывать буквы, слоги, потом читать.

Надо сказать, редкие дети охотно берутся за чтение: вначале оно связано с большим напряжением внимания. Следует проявить некоторую настойчивость, но ни в коем случае не чрезмерную, иначе может появиться отвращение к учению. Дозировать настойчивость следует в зависимости от степени усвоения.

Николай АМОСОВ. УЧИТЬ С КОЛЫБЕЛИ!

Об авторе
Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, ещё не осознал цену жизни. (Чарльз Дарвин)
Поделиться

Детство … прекрасные моменты на Flickr

  • DSC_8679
  • Untitled Flickr photo
  • CJ (1 of 1)
  • DSC_8661
  • Taking Shower
  • Midsummer exploration

Вся информация на данном сайте приводится исключительно в ознакомительных целях и не может использоваться как рекомендация для самостоятельного лечения. Не занимайтесь самостоятельным лечение, обращайтесь к сертифицированным медицинским специалистам.

BINOW.RU © 2009 2019 Все права сохраняются за правообладателями.

При полном или частичном копировании указывать активную ссылку на BINOW.RU