Нас выбирают и мы выбираем

«Кто выбирает, тот и мучается» — утверждает немецкая пословица. Но часто жизнь нас сталкивает с совершенно безболезненным и казалось бы, неосознанным выбором, в том числе и выбором партнера. «Хорошие наблюдатели утверждают, что едва ли в чем-нибудь другом человеческое легкомыслие проглядывает в такой ужасающей мере, как в устройстве союзов. Говорят, самые умные люди покупают себе сапоги с гораздо большим вниманием, чем выбирают подругу жизни», — не без иронии заметил Н. Лесков. Однако так ли все просто?

Этот вопрос занимал исследователей с незапамятных времен. Традиционная восточная философия утверждает, что в своем выборе человек не свободен: им руководит самскара — след прежних жизней. Так, связь между мужчиной и женщиной сохраняется в течение трех перерождений. Европейская наука всерьез занялась этой проблемой лишь на рубеже 19-20-х веков. Отец социометрии Л. Морено, изучая человеческие симпатии и антипатии, встал в тупик при попытке объяснить их мотивацию, и создал теорию, которая ближе к экстрасенсорике, нежели к позитивной науке. Согласно ей, человеческий мозг излучает частицы «теле». Если «теле» положительно заряжены — человек вызывает безотчетную симпатию, если — отрицательно, — наоборот.

Наиболее авторитетной представляется точка зрения выдающегося психолога-неофрейдиста К. Юнга. Согласно ей, в выборе всегда проявляется активность подсознания, где накапливаются знания о прошлом опыте общения с лицами противоположного пола. По теории Юнга, к этому опыту присоединяются элементы общечеловеческого, «коллективного» опыта, которые складываются в образ, проецируемый на реальных людей. Свое бессознательное мужчина воспринимает прежде всего через женский образ, а женщина — через мужской. Эти образы, которые служат посредниками между сознательной и бессознательной природой человека, Юнг назвал соответственно «Анима» и «Анимус». Анима, то есть женская часть сознания -мужчины, «коллективный образ женщины, с помощью которого он постигает женскую природу. … Каждая возлюбленная… становится воплощением этого образа». (К. Г. Юнг «Отношения между эго и бессознательным»). Анима может отличаться чистотой и благонравием, но может принимать черты, обольстительницы и изменницы. Анимус воплощает в себе мужские черты женской психики, а также олицетворяет ее индивидуальные представления о мужских качествах. Проекция этих образов подсознания на внешние объекты происходит самопроизвольно.

Если перевести юнгианские понятия на язык житейских ситуаций, получим примерно следующее. Черты идеальных подсознательных образов люди находят в реальных представителях противоположного пола: друзьях, любовниках, супругах. Причем, утверждает психолог Куликов, чем меньше мы знаем о друг, человеке, тем легче спроецировать него содержание своего бессознательного (вспомните пушкинскую Татьяну: «Ты лишь вошел, я вмиг узнала, Вся обомлела, запылала, И в мыслях молвила: «Bот он»). Человек из-за действия этого процесса может не понять, что ставит знак равенства между конкретной личностью партнера и своими представлениями об идеальном, сложившемся задолго до его появления. Партнер же на самом деле может вовсе не соответствовать представлениям, имеющимся в подсознании. В проецируемом образе он зачастую необычайно красив, обладает сокровенным знанием, важной тайной, мудрость внутренней силой. Чаще всего такие представления проецируются на людей, поведении которых ощущается таинственность, многозначительность, несказанность.

Когда в доме просто что-то не так: чувства поугасли, какие-то размолвки, несогласие в чем-то, интересы стали расходиться, кризис среднего возраста давит – это один момент. Тут мужчина может «сбежать» от своих личных и семейных проблем хоть куда-нибудь, хоть к кому-нибудь, лишь бы было «новенькое» и лишь бы просто «по-другому». Через какое-то время ему это «новенькое» надоедает, и оказывается, что со «свежей» подругой тех же несостыковок куда больше, чем в прежней семье. Поэтому мужчина бежит обратно, где все-таки и теплее, и спокойнее, и надежнее.

Субъективно встреча с таким, человеком воспринимается как главное событие жизни, и он выглядит как единственный, дарованный судьбой. Более того, медвежья услуга проекции состоит в том, что с ее помощью человек моделирует отношения с партнером, не имеющим ничего общего с реальностью.

Вероятность того, данный человек нам действительно подходит, очень мала. Поэтому, если нашим поведением движет лишь страсть, нам не избежать разочарований. Когда, по прошествии времени к нам возвращается способность трезво осмыслить происшедшее, становится понятно, что возлюблённый лишь похож, на то, о чем мечталось, что,

было заложено в нашем бессознательном. Но реальность всегда отличается от мечты, и здесь эти различия выглядят особенно значительными.

Означает ли это, что подсознание мешает «правильному выбору»? Каждый отмечал, что любовь редко заканчивается прочным браком, и супружество зачастую связано с человеком совсем другого плана, нежели изначальное чувство любви. Образ супруга в наших представлениях часто не совпадает с образом возлюбленного, потому что критерий чувства и критерий разума — не одно и то же. Хотя, согласитесь, трудно представить себе человеческие отношения, построенные на исключительно рациональных началах — логике, расчете и т.д. И что такое «правильный выбор» вообще?

Об авторе
Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, ещё не осознал цену жизни. (Чарльз Дарвин)
Поделиться

Детство … прекрасные моменты на Flickr

  • DSC_8679
  • Untitled Flickr photo
  • CJ (1 of 1)
  • DSC_8661
  • Taking Shower
  • Midsummer exploration

Вся информация на данном сайте приводится исключительно в ознакомительных целях и не может использоваться как рекомендация для самостоятельного лечения. Не занимайтесь самостоятельным лечение, обращайтесь к сертифицированным медицинским специалистам.

BINOW.RU © 2009 2019 Все права сохраняются за правообладателями.

При полном или частичном копировании указывать активную ссылку на BINOW.RU