Молчание золото

Ни один вопрос детского развития не беспокоит родителей так сильно, как развитие речи, — неговорящий ребенок слывет «запущенным», производит впечатление недостаточно развитого, хотя это совсем не соответствует действительности. Жалобы на то, что малыш не говорит или говорит меньше по сравнению со сверстниками, можно услышать от родителей детей разного возраста, особенно если ребенок — первенец.

Чаще всего бывает, что малыш хорошо понимает то, что ему говорят взрослые (в 2 года может выполнить просьбу «Принеси мне мишку», в 3 года — «Посади куклу на стул»), активно пользуется другими способами общения — мимикой, жестами, но связная фразовая речь запаздывает. Специалисты называют это темповой задержкой речи. Начав говорить, такие дети очень быстро нагоняют своих сверстников. Обычно речевой взрыв происходит летом, во время поездки на море или на дачу, когда организм ребенка крепнет, а сам он получает много новых впечатлений.

Камушки на пути

… Второй случай произошёл, извините за прозу жизни, в общественной бане. Находясь там, я обратила внимание на одну пару, пожилую женщину и девушку, очевидно, её внучку. Они закончили мыться и шли в раздевалку. Старушка была уже в таком возрасте, когда без посторонней помощи трудно обойтись при посещении бани. Девушка ей помогала. Я видела, как она вела её к скамейке, бережно, буквально советуя, куда ступить, и, усадив, помогала ей одеться и привести себя в порядок. Интересовалась, не холодно ли ей, удобно ли. Глядя на них, я сразу вспомнила выражение «окружить заботой». Всё это вполне искренне, без подобострастия, которое позволяло бы заподозрить какие-то корыстные мотивы, и без рисовки перед окружающими или перед собой («вот какая я хорошая внучка!»). Пожилая дама с достоинством, но без тени высокомерия принимала эти ухаживания, просила подать ей полотенце или расчёску, что тотчас же, но без лишней суеты, исполнялось. Вообще эти люди разговаривали вполголоса, ничего не делали на публику, и было видно, что это их обычный стиль отношений. Но при этом обе они так светились любовью друг к другу, что я ими залюбовалась и даже позавидовала старушке. Этот случай мне запомнился, потому что нечасто можно увидеть такие по-настоящему тёплые отношения между представителями разных поколений. Какую жизнь надо было прожить этой женщине, сколько душевных и физических сил потратить на своих детей и внуков, чтобы к старости заслужить такое уважение и любовь!.

— из статьи «О планах и надеждах в воспитании детей»

Нередко бывает, что ребенок, заговорив, обнаруживает те или иные нарушения речи, которые сильно беспокоят родителей.

«Свой язык». Многие малыши первое время придумывают собственные сочетания звуков, означающих те или иные предметы. Однако есть дети, которые говорят исключительно на «своем языке», переставляя слоги или заменяя их другими в произносимых словах. И родителям, и окружающим приходится прикладывать много усилий, чтобы понять, что говорит ребенок. Малыш нередко капризничает, плачет, злится, столкнувшись с непониманием. В основе этих проблем лежит сложное речевое нарушение, требующее своевременного внимания специалистов.

Физиологическое косноязычие. Начав говорить, малыш, как правило, плохо произносит многие звуки, и его речь не всегда понятна окружающим. Обычно трехлетки смягчают слова — это основная особенность их речи. Ребенок произносит «холесий» вместо «хороший», «лясятка» вместо «лошадка». Бессмысленно и очень вредно муштровать свое чадо, пытаясь заставить его сразу говорить правильно: чаще всего физиологическое (то есть естественное, обусловленное особенностями развития речевого аппарата) косноязычие к 4–5 годам полностью проходит.

Двуязычные семьи. Семьи, в которых родители говорят на разных языках, встречаются все чаще. Обычно взрослым хочется, чтобы ребенок освоил оба языка одинаково хорошо. Практика показывает, что это возможно, однако именно дети-билингвы, с рождения погруженные в двуязычную атмосферу, начинают говорить позже сверстников, первое время смешивают языки. Специалисты считают, что, если речевых трудностей у ребенка-билингва изначально нет, он с легкостью и быстро освоит оба языка. Однако, если имеются нарушения и задержка речи, лучше сосредоточиться на одном, поскольку освоение сразу нескольких языков слишком сильно нагружает нервную систему.

В клетке молчания

Значительно серьезнее ситуация, когда речь у ребенка отсутствует потому, что в период беременности или первые несколько месяцев жизни головной мозг малыша оказался поврежден. Без специального обучения такие дети научиться говорить не могут. Если коррекционная работа со специалистом начинается поздно, то умственное развитие детей тоже может задерживаться: запас знаний о мире у ребенка с определенного возраста зависит от развития его речи.

По-научному это заболевание называется «алалия». Существует две формы алалии: моторная, при которой малыш хорошо понимает, что ему говорят, но не в состоянии говорить сам, потому что повреждены зоны мозга, отвечающие за движение, и сенсорная, при которой задеты те участки мозга, которые отвечают за понимание речи, — в результате ребенок не понимает того, что ему говорят, и неспособен говорить сам. Часто встречается смешанная форма этого заболевания — сенсомоторная алалия, при которой и понимание речи, и ее формирование нарушены.

При тяжелых заболеваниях — синдроме Дауна, детском церебральном параличе — дети часто признаются не поддающимися обучению речи. Врачи и психологи разводят руками: что вы хотите, «дауненок»! Таких малышей «оставляют в покое», и они вырастают неспособными высказать даже простое желание. Сейчас специалисты разрабатывают методики, которые помогают детям с тяжелыми поражениями головного мозга, значительно отстающим от сверстников в умственном развитии, начать говорить, читать, писать сочинения.

Мнение специалиста

Ольга Букова, врач-отоларинголог

Мнение, что ребенок должен начать говорить в год, — устаревший миф. Первые слова могут появиться и в 9 месяцев, и в полтора года, причем у мальчиков несколько позже, чем у девочек. В 2 года малыш должен уметь произносить хотя бы несколько простых слов, пусть даже по-своему, искаженно, — мама, папа, баба, дай, а в 3 года — говорить простые фразы. Если этого не происходит, есть повод для серьезного беспокойства.

Правила для мамы, у которой малыш молчит

1

Проверь слух. Первое, на что стоит обратить внимание, если речевой «прорыв» запаздывает, — в порядке ли у малыша слух. Специальные слуховые тесты проведет врач.

2

Проконсультируйся у невропатолога. Специалист поможет определить, есть ли у малыша серьезные поражения нервной системы, мешающие ему начать говорить, и назначит лечение. Однако если патологии не обнаружено, к идее врача «назначить препараты, чтобы подкормить мозг» стоит отнестись настороженно. Средства, улучшающие кровоснабжение коры мозга, могут простимулировать речевой старт, однако их прием связан для малыша с риском аллергических реакций и общего гипервозбуждения, чреватого нарушениями сна, беспокойством, ночными кошмарами. Обсуди с врачом целесообразность их приема и получи консультацию у независимого специалиста.

3

Используй звукокомплексы. Бытует мнение, что с ребенком необходимо говорить на «взрослом» языке, избегая звукоподражаний и сюсюканья. Специалисты по развитию речи оспаривают это, утверждая, что чем больше всевозможных «мяу», «бах» и «топ-топ» запоминает ребенок, тем быстрее расширяется его активный словарь. Начинающий говорить малыш хочет общаться полноценно, но подражать взрослой речи еще очень трудно. Для ребенка доступно произнести «ляля бух» вместо «девочка упала» — дай ему возможность высказаться.

4

Организуй общение. Дети — великие имитаторы. Чем больше ребенок будет включен в общение с хорошо говорящими сверстниками, тем быстрее начнет говорить сам.

5

Дай ребенку пространство. Нам кажется, что мы говорим с ребенком, на самом деле мы говорим за ребенка. Речь родителя часто представляет собой бесконечный монолог, в котором он отвечает за обоих. Чаще задавай вопросы, особенно те, на которые малыш может ответить словами, которые уже способен произносить. Не стремись сразу подсказывать, помогать — пусть попробует сам. Чем более эмоциональной будет ситуация диалога, тем больше будет у ребенка желания повторить за тобой слова или сказать что-то свое.

Об авторе
Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, ещё не осознал цену жизни. (Чарльз Дарвин)
Поделиться

Детство … прекрасные моменты на Flickr

  • DSC01417-Modifica
  • _DSC8190
  • _DSC8183
  • DSC09000
  • DSC09031
  • DSC08967

Вся информация на данном сайте приводится исключительно в ознакомительных целях и не может использоваться как рекомендация для самостоятельного лечения. Не занимайтесь самостоятельным лечение, обращайтесь к сертифицированным медицинским специалистам.

BINOW.RU © 2009 2019 Все права сохраняются за правообладателями.

При полном или частичном копировании указывать активную ссылку на BINOW.RU