Мате, или 33 удовольствия

Мате – больше, чем напиток! Чешские путешественники Ганзелка и Зикмунд писали о нем: «Питье мате ставится выше таких жизненно важных функций человека, как труд, развлечение, еда и сон. Если крестьянину надо идти на работу в 6 часов утра, он встает в 4, чтобы иметь хотя бы полтора часа на питье мате. Этот торжественный обряд допускает все, что угодно, только не спешку».

Ты что, с ума сошел? Дорогой друг издалека прилетает на минуточку — а у вас нет торта!

Карлсон, который живёт на крыше

Одно из вечнозеленых деревьев с беловатой гладкой корой и твердой древесиной, произрастающее в сельве Восточного Парагвая, Южной Бразилии и Северной Аргентины, имеет множество названий. Ботаники знают его Illex Paraguariensis, индейцы гуарани и кечуа называют его каа, экспортеры — йерба, а аптекарям ближе специальное название листьев этого дерева — Mate folium. Остальному миру оно известно как зеленое золото Южной Америки — мате…

Название йерба мате получил и напиток, приготовленный из листьев и верхушек молодых побегов этого дерева. Само дерево и напиток известны в Европе примерно с 1620-х годов, но были подробно описаны лишь в 1822 году французским натуралистом и ботаником Августом де Сент Хилейром, исследовавшим это растение в бассейне реки Параны.

Само слово «мате» происходит от mati. Так индейцы гуарани называют сосуд из тыквы, который используется для приготовления и питья мате. Некоторую путаницу в название напитка внесли иезуиты, решившие, что это трава, поскольку индейцы поставляли монахам готовый к употреблению порошок — высушенные и помолотые листья дерева. Кроме того, неизвестный южноамериканский напиток было удобно уподобить китайскому чаю, широко известному в Европе. Тем не менее, мате сохранил до сегодняшних дней названия «йерба» («трава») и «парагвайский чай».

Мате считается одним из самых древних напитков на земле. По мнению ученых, он был известен южноамериканским индейцам еще в начале VII тысячелетия до нашей эры. Примерно в XVII веке, когда на континент начали активно проникать европейцы, начался иезуитский этап в истории мате. Питье мате подверглось резкому осуждению со стороны монахов. Один из них — падре Диего де Торрес, выступая перед трибуналом инквизиции в Лиме, оценил обычай местных жителей как «дьявольский предрассудок», воспринятый индейцами «по сговору с сатаной и его прямому наущению». Мате запретили, а за его употребление преследовали почти как за ересь. Однако вскоре выяснилось, что торговля порошком мате прибыльна, и иезуиты поставили ее под свой контроль. Таким образом Европе мате стал известен как «Настой Иезуита». Позже, когда в XIX веке Южную Америку захлестнули революции и войны, в Европе о мате забыли на долгое время, и уже воспринимали его как полную экзотику.

С 1930 году мате попадает в сферу интереса ученых, заинтригованных его легендарными свойствами, позволявшими индейцам и пастухам гаучо выносить изо дня в день непогоду и жизнь под открытым небом, заниматься тяжелым трудом, употребляя в пищу только говядину и настой мате. Группа исследователей из института Пастера и Парижского научного общества пришла к заключению, что мате содержит практически все витамины и необходимые для поддержания нормальной жизнедеятельности вещества. В своих выводах ученые отметили, что растение с таким сочетанием существенных и жизненно важных элементов — необычайно редкое явление в природе.

Сами же индейцы объясняли удивительные свойства мате божественным происхождением этого напитка. Согласно мифам парагвайских индейцев, некогда землю их предков посетил светлокожий и синеглазый бог Пайа Шаруме, который научил их религии, земледелию и медицине. Он указал индейцам на многие лекарственные растения и подарил им чудесное растение мате.

Легенда гласит, что однажды Пайа Шаруме со слугами следовал в один из божественных городов. Дорога была тяжелой, путешествие затянулось, и запасы еды иссякли. И когда силы были на исходе, путники вышли на поляну, где увидели скромное жилище. Их встретил глубокий старик и его неземной красоты дочь. Хозяева накормили Пайа Шаруме и его спутников, отдав им все свои запасы еды, включая единственную курицу, которая у них была, не зная, кто перед ними. Наутро Пайа Шаруме, отдохнувший и набравшийся сил, спросил старика, отчего он живет вдали от людей. Тот ответил, что прячет от людей красоту своей дочери, поскольку она принадлежит богам. Пайа Шаруме решил отблагодарить хозяев за гостеприимство и, открыв, что он — божество, сказал, что превратит дочь старика в растение, которое будет помогать людям, и со временем о каа узнает весь мир. Позже под влиянием христианских миссионеров эта легенда трансформировалась. Место божества занял Иисус Христос, место его слуг — апостолы, но основной сюжет легенды остался неизменным. Так мате был подарен индейцам «синеглазым богом, чтобы наполнить их сердца любовью, тела — энергией, а помыслы — чистотой».

Мате считается символом отдыха и дружеского общения. Кроме того, питье мате — это и деловая традиция: мате подают на деловых встречах, дипломатических приемах и светских вечеринках. В современной официальной традиции мате заваривают и подают как обычное кофе или чай, в отдельных кувшинчиках для каждого человека. Но в кругу друзей мате пьют из одного кувшинчика, который по очереди передается от одного участника пития мате к другому. На такие встречи обычно приглашают самых близких друзей или родственников. Если на «матепитие» приглашен посторонний человек, это свидетельствует о большом доверии и уважении к нему. Отказ от приглашения воспринимается как серьезное оскорбление, зато после участия в такой процедуре человек считается «братом по крови», почти членом семьи. Обычно мате готовит хозяин дома: он заваривает напиток и подает его сначала самому уважаемому гостю. Заварка обновляется только после того, как кувшинчик по очереди обойдет всех участников пития мате.

Мате подразделяют по месту и времени его потребления. «Лежачим» мате называют тот, который пьют в постели, «стремянным» — тот, который пьют сидя на лошади перед тем, как отправиться в путь, «гуляющий» мате пьют на ходу.

Почти все действия, совершенные во время пития мате, наполнены неявным смыслом. К примеру, тот, кто заваривает мате, должен подавать его бомбильей в сторону гостя (существует даже поговорка «Мате наоборот — от ворот поворот»). Первый глоток мате больше других событий окутан приметами и поверьями, иногда весьма противоречивыми. По одной из версий, тот, кто делает первый глоток приготовленного напитка, — дурак. Поэтому люди обычно отказываются от такого почина. Если же кто-нибудь соглашается, то должен обязательно оговориться: «Дурак не я, а тот, кто им пренебрегает». По другой версии, мате должен попробовать тот, кто его приготовил. В любом случае остатки первого глотка полагается сплюнуть через левое плечо — в посрамление злых чар — или вылить на землю немного воды из павы. При этом ни в коем случае нельзя наступать на пролитый мате. Чтобы этого не произошло, надо сразу же вымести его или бросить в огонь. Иначе не будет больше мате, а будут только слезы и нищета.

По негласным, но существующим правилам, отличающим настоящего знатока, паву следует брать правой рукой, а мате нельзя заливать кипятком и не следует выпивать через край залпом. Напротив, надо с наслаждением посасывать через бомбилью. Густой настой не следует помешивать, а допивать до дна. Калабас держат в левой руке, большой палец — под дном, средний и указательный — у края, правой рукой в слегка пенящийся нектар подливают воды. Знаток всегда сможет рассчитать, сколько мате нужно насыпать в калабас, чтобы он, разбухнув, не полез через край.

Несомненно, испытать настоящее удовольствие от мате может лишь его истинный знаток и ценитель. Но в этом случае его возможности становятся почти безграничными. Это и удовольствие побыть с друзьями, и удовольствие побыть одному, и удовольствие утолить жажду и голод, и удовольствие признаться в любви, и удовольствие соприкоснуться с древнейшими знаниями человечества. Благородный напиток дарит удовольствие своим благодарным почитателям почти 10 тысяч лет, и, похоже, не собирается сдавать свои позиции.

Об авторе
Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, ещё не осознал цену жизни. (Чарльз Дарвин)
Поделиться

Детство … прекрасные моменты на Flickr

  • DSC2825
  • DSC2995-4
  • DSC2844
  • IMG_5159_pp
  • Gone Surfing
  • DSC06337-編輯

Вся информация на данном сайте приводится исключительно в ознакомительных целях и не может использоваться как рекомендация для самостоятельного лечения. Не занимайтесь самостоятельным лечение, обращайтесь к сертифицированным медицинским специалистам.

BINOW.RU © 2009 2020 Все права сохраняются за правообладателями.

При полном или частичном копировании указывать активную ссылку на BINOW.RU