Формула любви плюс или минус (теплопродукция минус теплоотдача плюс множество неизвестных)

В далекие советские времена телевидение, за очень редкими исключениями, вовсе не баловало нас душераздирающими ужастиками. Но одно из таких исключений я прекрасно помню. Знаменитый сериал «Семнадцать мгновений весны». Злой садист гестаповец, на глазах у мужественной радистки открывает дверь на балкон и начинает раздевать ребеночка. Весенний берлинский воздух ледяным потоком обдувает нежное детское тельце и это жуткое зрелище приводит к тому, что, закаленная в борьбе с фашизмом, отважная разведчица теряет сознание.

… Идеальна для завтрака школьника сваренная (а не запаренная кипятком) овсянка с оливковым и кусочком сливочного масла…

— в статье «О питании ребёнка»

Описанная сцена глубоко символична в рамках отечественных представлений о любви к детям. Холод — злейший враг, а тепло — лучший друг детского здоровья, это известно всем, эти простые и бесспорные истины с раннего детства внушили нам наши родители и бабушки. У каждого взрослого, выросшего в нормальной семье, в атмосфере заботы и родительской любви сохранились в памяти воспоминания о внутрисемейных дискуссиях, касательно количества необходимых штанов и носочков, недопустимости босоногого хождения и страшных опасностях, подстерегающих юную человеческую голову, не покрытую головным убором.

Это то, что мы помним. Но был ведь в нашей жизни и другой период, в личных воспоминаниях отсутствующий. Когда нас, крошечных мяукающих созданий принесли из роддома в теплую комнату. И в этой комнате мы провели, наверное, самый спокойный год своей жизни. Согретые теплом горячих социалистических батарей и теплом родительских сердец, никому и ничем не обязанные, окруженные едой и вниманием.

В общем, ясно: помним мы или не помним, но всегда, когда нам было хорошо, нам уж точно не было холодно. И мы не допустим, чтобы наши собственные дети страдали. Уж лучше мы сами останемся без обеда и залезем в долги, но на одежде для ребенка, на самом лучшем обогревателе, на теплом ковре в детскую комнату мы экономить не будем — это, наверняка. И наши дети скажут нам спасибо!

Минуточку… А часто ли у нас самих возникает горячее желание сказать спасибо нашим родителям? Мы, выросшие в тепле, а сейчас месяцами кашляющие и шмыгающие носами, шарахающиеся от приоткрытого трамвайного окна, цепляющие в лучшем случае бронхит из-за слегка подмокшей обуви, но по прежнему слепо убежденные в том, что так и надо любить уже наших собственных детей!

Мы приносим дитя из роддома и учим его жизни. Мы, как инструкторы. Есть у инструкторов-альпинистов замечательная поговорка: «жаренных в горах не находили, а отмороженных — сколько угодно…». Этот шедевр горного фольклора казалось бы не слишком известен широким родительским массам, но посещение среднестатистической детской комнаты заставляет думать о противоположном.

Инструктор, между прочим, это человек, обладающий немалым личным опытом и знаниями. Мы воспитываем наших детей, опираясь на советы бабушек, ограничивая собственный опыт одной-двумя попытками, а знания… Похоже, что даже школьный курс анатомии и физиологии человека позабыт нами окончательно. Попробуем вспомнить хоть что-нибудь.

Самое главное. В организме человека постоянно протекают два процесса: теплопродукция и теплоотдача. Обмен веществ сопровождается сложными биохимическими реакциями с выработкой тепла (это и есть теплопродукция), от указанного тепла организм избавляется самыми разнообразными способами — например, с потом, с дыханием (это и есть теплоотдача). У здорового человека теплопродукция и теплоотдача находятся в состоянии равновесия — т. е. сколько тепла вырабатывается, столько и теряется. Отсюда, кстати, вытекают два очевидных следствия — нам холодно, если потери тепла превышают его выработку, а когда нам жарко — это уже и догадаться не сложно.

Обмен веществ у грудного ребенка существенно отличается от обмена веществ у его родителей. С учетом активного роста, интенсивность обменных процессов у детей очень высока, следовательно, в единицу времени, на единицу массы тела ребенок вырабатывает заметно больше тепла, в сравнении с взрослым человеком.

Т. е. если вам, взрослым дядям или тетям тепло, то младенцу, с очень большой долей вероятности, жарко. Поэтому никогда не стоит делать выводы о температуре, комфортной для малыша, на основании только собственных ощущений.

Организующие уход за ребенком родственники, имеют совершенно реальные возможности воздействовать и на теплоотдачу, и на теплопродукцию.

Теплоотдача зависит от температуры, влажности и скорости движения воздуха, от качества и количества одежды. Понятно, что всеми указанными факторами взрослые вполне могут управлять.

Влиять на теплопродукцию заметно сложнее, но следует знать: количество вырабатываемого организмом тепла существенно возрастает при физических нагрузках — активных играх, массаже, гимнастике.

Самое важное, что, впрочем, очевидно — температура воздуха. Воздух, вдыхаемый человеком (грудной ребенок — не исключение), достигая легких, нагревается до температуры тела. Т. е. дитя вдыхает воздух с температурой 20°, а выдыхает, соответственно, 36,6°. При этом, разумеется, определенное количество тепла теряется. Если температура вдыхаемого воздуха 23°, то, очевидно, что потери тепла заметно снижаются. При высокой температуре вдыхаемого воздуха только через легкие осуществить необходимую теплоотдачу не получается и ребенок активизирует второй путь потерь — через кожу. Образуется пот, а в процессе его испарения организм имеет дополнительную возможность избавиться от лишнего тепла. Вот тут и следует учитывать очень важную физиологическую особенность грудного ребенка: потовые железы у младенцев первого года жизни недоразвиты, поэтому даже незначительный перегрев приводит к возникновению серьезных кожных проблем (опрелости, потница, различные виды дерматитов). Этому способствует и сухость воздуха — ведь вдыхаемый воздух не только нагревается, но и увлажняется. Чем суше в помещении, тем больше жидкости теряет ребенок, а это создает дополнительную нагрузку на потовые железы и на слизистые оболочки дыхательных путей.

Чем активнее движение воздуха (ветер, сквозняк), тем больше тепла теряет организм. Это вовсе не говорит о том, что ветер и сквозняк для дитя опасны — просто при наличии этих факторов необходимы конкретные усилия, дабы с помощью соответствующей одежды предотвратить интенсивную потерю тепла.

Есть в физиологии человека такой термин — «температурный комфорт» — т. е. такие параметры окружающей среды, при которых нагрузка на систему терморегуляции минимальна. И многие родители искренне хотели бы получить четкие указания — дескать, мы любой комфорт создадим, только скажите: сколько должно быть градусов и процентов, сколько шапочек одеть на головку и во сколько пеленок завернуть и т. п.

Вот тут-то главная сложность и состоит. Ибо на температурный комфорт влияют не только факторы внешние, т. е. подвластные влиянию, но и индивидуальные особенности самого дитя — возраст, масса тела вообще и выраженность подкожно-жирового слоя в частности, интенсивность роста в данный момент времени, состояние здоровья, наследственность. Понятно ведь, что недоношенный ребенок очень чувствителен к переохлаждению, дитя с лишним весом — к перегреву, чернокожий малыш легче перенесет жару, в сравнении с бледнолицым и т. д.

Наиболее принципиальные моменты состоят, тем не менее, в следующем:

отрицательное влияние прохладного воздуха достаточно легко нейтрализовать с помощью одежды, а вот с высокой температурой организм вынужден справляться сам, напрягая физиологические механизмы терморегуляции;

грудной ребенок обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды. Чем стабильнее эти условия, тем меньше способность приспосабливаться и жить не болея. Если всегда тепло и всегда не дует, то первые же сквозняк и холодок — реальная угроза здоровью.

Для здоровых детей первого года жизни температура в помещении не должна превышать 22° С. Понятно, что летом она может быть и часто бывает значительно выше, но сознательно нагревать воздух в комнате выше этой цифры — не надо. Оптимальная температура, особенно во время сна, — 18° — 20° С, при влажности воздуха 60 — 70%.

Комаровский Е. О.

Об авторе
Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, ещё не осознал цену жизни. (Чарльз Дарвин)
Поделиться

Детство … прекрасные моменты на Flickr

  • DSC04425-編輯
  • DSC04412-編輯
  • DSC04431-編輯
  • DSC04574-編輯
  • Newborn baby 2
  • Luca

Вся информация на данном сайте приводится исключительно в ознакомительных целях и не может использоваться как рекомендация для самостоятельного лечения. Не занимайтесь самостоятельным лечение, обращайтесь к сертифицированным медицинским специалистам.

BINOW.RU © 2009 2020 Все права сохраняются за правообладателями.

При полном или частичном копировании указывать активную ссылку на BINOW.RU