Если ваш ребенок стал поэтом

В музее Царскосельского лицея бережно хранится одна из ведомостей успеваемости, на которую обращают внимание все экскурсоводы. Об отметках самого, пожалуй, знаменитого выпускника этого учебного заведения – А. С. Пушкина – они говорят с иронией. Оказывается, гений русской словесности был посредственным «троечником». Думается, кто-то из преподавателей лицея мог считать его непроходимым тупицей и удивляться восторгу Г. Р. Державина, восхищенному литературным талантом кудрявого мальчика.

Статей, посвященных вопросу развития литературного таланта у детей, не так уж и много. Быть может, причина тому – сама природа слова, которое является стихией куда менее осязаемой, нежели рисунок. Особенно когда речь идет о ребенке, для которого слово обладает пока первозданной свежестью и незамутненностью смысла, а грань между обыденной речью и литературным творчеством прозрачна и размыта.

С чего начинается творчество

… В самом младшем возрасте ребенок преимущественно играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы самого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть, укрываться одеялом, надевать штанишки…

— из лекции 1937 года «О воспитании детей»

С открытия, что привычные слова можно использовать в иных, неутилитарных целях, и начинается поэзия. Почему именно поэзия? Прозу-то сочинять легче! Только на первый взгляд. Поэтический текст, благодаря своему особому устройству, разительно отличается от обыденной речи и позволяет создавать законченные произведения даже при очень малых объемах. Двустишие, а тем более четверостишие, организованное при помощи ритма или рифмы, – уже законченный поэтический текст.

История мировой литературы показывает, что первыми известными нам художественными текстами во всех культурах были тексты поэтические. Проза же появилась всегда на несколько столетий, а то и тысячелетий позже, чем поэзия. И малыш, повторяя в своем индивидуальном развитии путь становления человечества, сначала открывает в себе поэтический дар и лишь затем прозаический. Как очень точно заметил Корней Чуковский, «в начале жизни мы все стихотворцы и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой». И сегодня наш разговор – о детском поэтическом творчестве.

Вундеркинд или графоман?

Обычно родители в своем отношении к детским поэтическим экспериментам разделяются на две группы. Одни воспринимают литературные экзерсисы ребенка как проявление настоящего таланта: с трепетом ловят и записывают каждое рифмованное двустишие, всерьез обсуждают литературные достоинства и недостатки детских шедевров, шлифуют их и редактируют, публикуют творения чад в своих онлайновых дневниках. Другие, напротив, не воспринимают неуклюжий поэтический лепет малыша всерьез, считая его проявлением графоманства: что это, мол, за стихи такие – ни склада, ли лада, и говорить здесь не о чем.

Истина, как всегда, лежит посередине. Вне всякого сомнения, детские стихи имеют совершенно иную природу, чем взрослые. Ведь адресованы эти творения узкому кругу лиц: папе, маме, бабушке. Именно их эмоциональный отклик важен для юного поэта. Кстати, большинство детей наотрез отказываются читать свои произведения публично именно потому, что такая лирика носит глубоко интимный характер.

В стихах для ребенка форма важнее смысла. Ему нравится подбирать красивые созвучия, играть ритмом и рифмой. Именно поэтому дети так любят сочинять поэтические нелепицы, в которых форма может полностью довлеть над содержанием. В этом отношении детские стихи гораздо ближе к английской поэзии абсурда или к нашим русским поэтам-авангардистам начала ХХ века (футуристам, обэриутам), а не к классическим образцам поэзии. Процесс детского поэтического творчества гениально описала Ирина Токмакова:

А я придумал слово,

Смешное слово – плим…

Вот прыгает и скачет

Плим, плим, плим!

И ничего не значит

Плим, плим, плим!

Осторожно, творчество!

Из всего сказанного выше следует несколько очень важных выводов:

— Детские стихи предназначены исключительно для внутрисемейного чтения, а иногда даже лишь для одного члена семьи. Демонстрировать их посторонним, особенно без согласия самого

— Сочиненный ребенком поэтический текст – целостный, имеет свою внутреннюю логику и свои законы. Ни оценивать его с точки зрения канонов «взрослой» поэзии, ни тем более вносить в него какую бы то ни было правку ни в коем случае нельзя. Помогать малолетнему поэту можно лишь в том случае, если он сам об этом попросит.

— Малыш ждет от вас эмоционального отклика на свое творение. То есть отрицательная или даже нейтральная оценка не предполагается. Вы можете только хвалить и восхищаться.

— Дети пишут стихи с разной интенсивностью. Кто-то сыплет шедеврами ежедневно, кого-то муза посещает не чаще одного раза в месяц. А кого-то вдохновение озарило лишь однажды. Не тормошите малыша, не требуйте от него новых шедевров, не показывайте своего разочарования, если они не появляются. Вообще, не стоит чрезмерно акцентировать внимание как на творческих успехах, так и на неудачах. Иначе у малыша может создаться впечатление, что ваша любовь не безусловна, а зависит от его поэтических взлетов. А этого, естественно, допускать ни в коем случае нельзя.

Поэты и рифмоплеты

Поэтами не становятся, поэтами рождаются. Но ребенка можно научить играть рифмами, сочинять складные и забавные поэтические безделушки, что очень полезно для развития детского интеллекта. Играть в литературные игры полезно и поэтически одаренным детям, и тем, кто самовыражается другим способом (через рисунок, пение, танец), а к словесному творчеству более или менее равнодушен. По мнению психологов, значение «поэтических» игр сводится к следующему:

— формирование фонематического слуха;

— развитие чувства ритма;

— расширение словарного запаса;

— активизация ассоциативного мышления и интуиции;

— стимулирование познавательного интереса к поэзии.

Помните, что любые развивающие игры приносят пользу тогда, когда они в радость. Никогда не заставляйте ребенка участвовать в игре против его желания, какой бы полезной она вам ни казалась. Хвалите малыша за любые, даже самые крохотные успехи, а на неудачах старайтесь не фиксировать внимание. Всегда прекращайте игру раньше, чем ребенок станет проявлять первые признаки усталости или скуки. Помните, что играть могут только равные, поэтому старайтесь не сбиваться на «родительские» интонации, не делайте замечаний, не одергивайте кроху. Расслабьтесь и получайте удовольствие от игры!

«Закончи строчку» (два-три года)

Многие родители, рассказывая крохе хорошо знакомое ему стихотворение, делают паузу перед последним словом, чтобы малыш смог сам угадать рифму. Детям обычно такая игра страшно нравится. И годам к трем они прекрасно понимают, что такое рифма. Попробуйте разнообразить игру, слегка усложнив ее. Предложите крохе докончить поэтическую строчку неизвестного стихотворения с очевидной рифмой:

По тропинке мы идем,

Ни за что… не упадем.

«Злой волшебник» (с четырех лет)

Злой волшебник заколдовал стихи. Вот как они теперь выглядят:

Хозяйка бросила зайку.

Зайка остался под дождем.

Не мог слезть со скамейки,

Промок весь до ниточки.

Как расколдовать несчастные стихи? Оказывается, в стихах каждое слово стоит на своем месте. Только тогда они становятся стихами. Стоит переставить слова, и злые чары рассеются!

«Аплодисменты» (три-четыре года)

Для этой игры нам понадобятся ладошки. Вы называете пару слов, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если рифма есть, и поднять ручки вверх, если слова не рифмуются. Песок – носок: хлоп! Стол – стул: ручки вверх!

«Четвертый лишний» (четыре-пять лет)

Вы называете четыре слова, а ребенок должен выбрать из них то, которое не рифмуется с тремя остальными: в цепочке «мимоза, береза, коза, заноза» лишним будет слово «коза».

«Рифмованное лото» (с четырех лет)

Приготовьте карточки с изображением предметов, обозначаемых рифмующимися словами: мишка – шишка – книжка, часы – усы – трусы, ложка – картошка – ладошка и т. д. Перемешанные карточки раздают участникам. Начинающий кладет на стол любую из своих карточек и громко называет слово. Остальные ищут у себя и выкладывают рядом рифмующиеся слова. Затем следующий по кругу игрок кладет на стол свою карточку и читает слово, а остальные выкладывают карточки со словами-рифмами, если они у них есть. Выигрывает тот, кто первым остался без карточек.

«Буриме» (с пяти лет)

Эта классическая игра прекрасно развивает поэтические способности. Вначале выбирается рифма (ее могут загадывать все участники игры по очереди). Потом все пишут по стихотворению и сравнивают, у кого что получилось. Начинайте с простых рифм: «зайка – стайка», «шкатулка – булка».

Интересно писать свои стихи, используя рифмы из известных стихотворений. К примеру: «на пол – лапу – брошу – хороший». Условие: получившееся стихотворение не должно быть похоже на оригинал. Еще одна разновидность этой игры – монорим. В этой игре берется одно слово-основа, и все стихотворение должно быть построено на одной одинаковой рифме. Все играющие придумывают по кругу по одной строчке. К примеру, выбираем слово «утка» и сочиняем такое стихотворение:

Жила-была на свете утка,

Она любила незабудки.

Они цвели в ее желудке.

А это, знаете, не шутки!

«Акростих» (с шести лет)

Это игра для более опытных «рифмоплетов». Акростих – это такое стихотворение, в котором каждая строка начинается на определенную букву. Если прочитать подряд эти буквы, то должно получиться какое-то слово. Попробуйте обыграть имя малыша и его друзей или придумать акростих в подарок папе или бабушке.

Более сложной разновидностью акростиха является тавтограмма, в которой все слова начинаются с одной и той же буквы.

Стихи на случай

Если крохе нравятся поэтические игры, их можно использовать, чтобы писать стихи на случай: сочинить шутливое поздравление папе или бабушке ко дню рождения, создать поэтический отчет о летнем путешествии или даже целую пьесу для домашнего представления. Вместе с любящими родителями крохе все под силу.

Станет ли он поэтом – покажет время. Да это и не главное! Куда важнее, что кроха познает радость совместного творчества, научится чувствовать красоту поэтического слова. И ради этого стоит постараться!

Об авторе
Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, ещё не осознал цену жизни. (Чарльз Дарвин)
Поделиться

Детство … прекрасные моменты на Flickr

  • Ripples
  • 363/365 My first hair cut
  • 362/365 You make me smile
  • 361/365 I really like little "alimals"
  • 360/365 To lick your fingers
  • DSC02601-編輯

Вся информация на данном сайте приводится исключительно в ознакомительных целях и не может использоваться как рекомендация для самостоятельного лечения. Не занимайтесь самостоятельным лечение, обращайтесь к сертифицированным медицинским специалистам.

BINOW.RU © 2009 2020 Все права сохраняются за правообладателями.

При полном или частичном копировании указывать активную ссылку на BINOW.RU