Агрессивность ребенка

Многие дети проходят период между двумя и четырьмя годами, когда удары и касание являются формой общения, часто единственной для выражения того или иного своего состояния, например: «Я сержусь» или: «Я хочу вот это». Не обладая еще даром речи и, таким образом, не умея иначе выразить свои желания и просьбы, они склонны прибегать к помощи кулаков или острых детских зубов.

Несмотря на то, что это нормальная стадия развития ребенка, подобная агрессивность может превратиться в привычку. Дети, которые, подрастая, не научатся подавлять свою агрессивность и общаться с окружающими с помощью устной речи, часто превращаются в настоящих драчунов. Дракой дети могут добыть себе вещи, к которым стремятся, но это сделает их изгоями в детской компании и другие ребята будут их бояться. Если ваш ребенок находится именно в такой фазе развития, возможно, он вскоре минует ее. Чтобы приблизить этот момент (и помочь защитить других детей!), вы можете воспользоваться советами, которые помогут вашему ребенку избавиться от агрессивных привычек.

Найти и обезвредить

… Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети. (В.А. Сухомлинский).

— из статьи «Мудрые изречения о воспитании и семье»

Вполне может оказаться, что малыш испытывает страх перед окружающим миром. Он сам пока еще мал, а вокруг все такое огромное и неизведанное. Поэтому ваш кроха начинает действовать по принципу «лучшая защита — это нападение». Страх со временем пройдет, но пока родители должны окружить малыша любовью и заботой, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Причина агрессии может крыться и в неудовлетворенности. Ребенок не так давно появился на свет, и ему все интересно. Все надо потрогать и попробовать. Ведь других «ключей» к постижению мира у него пока нет. Но со всех сторон его постоянно одергивают: «нельзя», «не бери в рот», «отойди, это опасно». Ваш кроха не может удовлетворить своего любопытства и не знает, как объяснить окружающим, что ему необходимо познавать мир. Выход он видит в агрессии. Не получив желанной вещи, начинает бросаться игрушками, бить родителей и друзей.

Довольно часто агрессивность диктуется ревностью. Малыш может ревновать воспитательницу к другим детям, а потому, едва переступив порог детского сада, становится зачинщиком драки. Он может пытаться ударить младшего братика или сестричку, но не потому что не может поделить с ними игрушки, а потому что ревнует их к родителям, ведь младшим всегда достается больше внимания.

Не стоит сбрасывать со счетов и обстановку в семье. Если родители часто ссорятся, ругаются и сами подают ребенку жестокие примеры, то и он будет вести себя также. Ведь пока вы для него — самые главные люди, и он во всем хочет на вас походить. Поэтому старайтесь избегать конфликтов в семье. Даже если все ваши ссоры происходят на полутонах и за закрытыми дверями, ребенок все равно своим детским чутьем ощущает, что над семьей; нависла угроза. Он не чувствует себя в безопасности, а свою тревогу выражает; единственным доступным ему способом — вспышками ярости. А если вы думаете, что он слишком мал и не способен на серьезные переживания, то сильно ошибаетесь. Вам не стоит недооценивать своего малыша.

Мирное урегулирование

Безусловно, замахиваться на родителей и обижать других малышей нельзя. Но сам ребенок этого не поймет. Задача родителей спокойно и толково объяснить ему, что такое хорошо и что такое плохо. Однако это не значит, что родители должны пытаться подавить в ребенке агрессию. И уж тем более прибегать к физическим методам наказания. Ничего хорошего это ни вам, ни ему не принесет. Даже наоборот, подавленная, но не контролируемая агрессия может со временем перерасти в серьезную проблему, вплоть до психического расстройства. Неэффективно приводить в пример других детей. Не стоит называть малыша «злым и нехорошим», ведь он, чего доброго, вообразит себя маленьким Бармалеем и будет вести себя под стать литературному герою, а переубедить его впоследствии будет трудно.

  • Родителям не следует пускать все на самотек. Если агрессивность не пресечь сразу, по мере взросления малыша она будет проявляться все больше. Не правы те родители, которые не обращают внимания на жестокость своего чада. Это сейчас он бьет не больно, но что будет, когда он вырастет, так и не научившись контролировать вспышки ярости? Он по-прежнему будет считать, что ему все дозволено. Да, последствия от удара слабого кулачка сейчас не страшны, но во взрослой жизни могут стать причиной больших неприятностей. Выяснив причину жестокого поведения, постарайтесь исправить ситуацию. Объясните ребенку, что он неправ, что, не получив желаемого, нужно не бросаться на окружающих, а обсудить со взрослыми все, что ему не нравится.
  • При любых обстоятельствах ребенок должен чувствовать, что вы его любите и он вам нужен. Не говорите: «Будешь плохо себя вести — отдадим другим тете и дяде». Для вас это ничего не значащие слова, а для ребенка стресс, способный перерасти в агрессию.
  • Если вы не можете удовлетворить желание ребенка, объясните ему почему. Ведь ему кажется, что все это проистекает из-за отсутствия к нему любви, а не денег в вашем кошельке. И любая обида может снова обернуться агрессией.
  • Если малыш падает на пол, яростно стучит ногами и кричит, ни в коем случае не успокаивайте его покупкой игрушек или сладостей. Он поймет, что нашел ваше слабое место.
  • Никогда не отвечайте агрессией на агрессию. Отвечайте на нее любовью, ведь малыш пока еще во всем берет с вас пример. Постарайтесь объяснить: если он без истерик расскажет вам, чем недоволен, у него будет больше шансов получить желаемое. А если он будет ураганом проноситься по песочнице и оставлять после себя рлзрушенные песочные дворцы и разбросанные игрушки, дети не захотят с ним дружить и ему придется играть одному. Но не ведите подобные наставительные беседы в присутствии других малышей, дети этого не любят и в ответ могут еще больше озлобиться. Устраивайте малышу прогулки на свежем воздухе, купите ему велосипед или самокат, запишите в бассейн.
  • Отвлеките его от негативных эмоций. Не позволяйте ему смотреть жестокие мультики и фильмы, провоцирующие агрессию. Постепенно малыш начнет понимать последствия своего поведения, особенно если ребята во дворе или в садике откажутся дружить с драчуном. Чтобы ребята играли с ним, ему придется перестать драться и ругаться.
  • Почти все дети проходят через агрессию и с возрастом учатся ее контролировать. Но лишь в том случае, если родители стараются им помочь. Безусловно, это нелегко. Порой хочется не тратить время на бесконечные объяснения, а просто поставить ребенка в угол. Но это может вызвать в нем еще большую обиду. Будьте терпеливы, и результаты не заставят себя ждать.
  • Проявите внимание. Если вы видите, как ваш ребенок ударил другого, сначала подойдите к его жертве. Поднимите обиженного ребенка и скажите: «Петя не хотел обидеть тебя». Затем обнимите его, поцелуйте и проводите из комнаты. Таким образом вы лишаете внимания своего ребенка, перенося его на товарища по играм. Внезапно ваш ребенок замечает, что веселье кончилось и он метался в одиночестве. Обычно требуется повторить это 2 — 3 раза — драчун поймет, что агрессивность не в его интересах.
  • Установите правила. С самого начала приучайте своего ребенка к необходимости соблюдать правила. Просто говорите: «Мы никого не бьем, и нас никто не бьет». Для детей в возрасте четырех лет и старше требования могут быть более подробными, Вы можете заявить: «В нашем доме существует правило: если тебе нужна игрушка, а ею играет другой ребенок и не дает ее тебе, подожди». Дети, применяющие физическое насилие, часто не могут справиться со своим характером. Например, когда игрушка, с которой он хочет поиграть, находится у другого малыша, несдержанный ребенок может действовать импульсивно и отобрать ее. Придется часто напоминать ему об установленных вами правилах.
  • Станьте его вторым «я» или агрессивность ребенка начинает расти, укажите ему на это и предложите альтернативные методы решения проблемы. Скажите, например: «В этой ситуации тебе хочется ударить, но это неправильно. Лучше скажи мне, что ты рассердился. Ты можешь сказать мне, что тебе хочется ударить, но ты знаешь, что так поступать не следует». Остерегайтесь того, кто оскорбляет. Не упускайте из виду словесную агрессивность — часто это является началом чего-то более серьезного. Ребенок может словесным образом «нажать на кнопку», вынудив товарища по играм нанести ответный удар. Когда такое случается, не вините того, кто ударил, и не обращайте внимания на ребенка, вызвавшего драку. Ребенок, начавший словесную агрессию, тоже должен быть наказан.
  • Объявите успокоения часто является наиболее эффективным способом изменить плохое поведение. Маленькие дети должны быть усажены на стулья на две или три минуты, чтобы их ничто не отвлекало, а дети постарше отправлены по своим комнатам. Только не делайте из этого наказания. Просто объясните, что предпринимаете такой шаг, потому что хотите, чтобы все пришло в порядок и чтобы все остались довольны. Скажите: «Вы не можете прекратить драку, а я хочу, чтобы вы взяли себя в руки. Поэтому я и решил помочь вам. Сейчас будет объявлен тайм-аут на две-три минуты, до тех пор, пока вы не успокоитесь».
  • Хвалите за старательность. Когда ребенок реагирует должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите ему: «Мне нравится, как ты поступил». Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими. Не стоит говорить: «Хороший мальчик» или «Хорошая девочка». Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: «Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за ним». Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.
  • Создавайте сценарии успеха. Ребенок, запугивающий других, очень быстро замечает, что физическая агрессивность приносит лишь ограниченный успех. Он может отобрать игрушку, которая ему нравится, или вне очереди покачаться на качелях, но скоро выяснится, что он остался в одиночестве. Он может быть сам очень заинтересован в том, чтобы изменить свое поведение.
  • Нужно стараться научить детей критически мыслить. Сначала поговорите с ребенком, что произойдет, если он прибегнет к силе. Если ваш ребенок постоянно бьет других детей на площадке для игр, вы можете сказать ему: «Ты знаешь, что будет, если ты не перестанешь драться?» Он может ответить: «У меня будут неприятности с дежурным по площадке, директор вызовет меня в кабинет и удалит с площадки». Тогда вы можете сказать ему: «Но ведь ты хочешь, чтобы тебя хвалили? Что бы нам сделать, чтобы твои поступки заслуживали похвалу, приносили успех?» Дети с готовностью реагируют на это. Как только ребенок начинает понимать, что его ждут неприятности, вы можете дать ему возможность исправить свое поведение. Например, если он проявляет агрессивность на площадке для игр, вы можете напомнить ему о его желании исправиться. Убедите его вежливо спросить детей, можно ли ему принять участие в игре, или пусть он бросит мяч обратно на площадку и будет ждать, пока дети не позовут его.
  • Заведите дневник, чтобы избавиться от плохого поведения. Когда маленький ребенок начинает проявлять признаки агрессивности, можно сочинить рассказ, в котором этот ребенок будет главным героем. Используя картинки, вырезанные из журналов, или фотографии самого ребенка, создайте ситуации, в которых ребенок ведет себя достойно и заслуживает похвалу. Поговорите с ребенком в тот момент, когда он спокоен, не нервничает. Когда у ребенка эмоциональный кризис, успокоить его нелегко.
  • Разделите с малышом его фантазии. Есть довольно эффективный метод помочь ребенку по-иному взглянуть на свое поведение. Он заключается в том, что вы разделяете с ребенком его фантазию. Например, ребенок, который стремится к тому, чтобы вся площадка для игр принадлежала ему одному, может получить ее… в фантазии. После того как ребенок поймет, что его самые далеко идущие мечты являются всего лишь фантазиями, и к тому же смешными, поговорите с ним серьезно. Скажите: «Вот видишь, это звучит здорово, однако в действительности ты не можешь один пользоваться площадкой для игр, на ней хорошо играть с другими детьми. Так что давай придумаем, как лучше поступить».
  • В крайнем случае прибегните к силе. Чтобы удержать ребенка от агрессивных выпадов, можно применить силу, но лишь в том случае, когда эта агрессивность угрожает его здоровью или здоровью других. Если вам все же приходится прибегнуть к силе, подойдите к ребенку сзади и прижмите его руки. Охватите его ноги своими и держите свой подбородок вне пределов досягаемости его головы. Применение силы у одних детей вызывает ярость, зато усмиряет других тем, что они видят, насколько вы в состоянии справиться с ними. Только создайте впечатление, что вы удерживаете ребенка, стремясь успокоить его, не проявляйте агрессивности по отношению к нему, чтобы он не чувствовал, будто на него нападают.

Об авторе
Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, ещё не осознал цену жизни. (Чарльз Дарвин)
Поделиться

Детство … прекрасные моменты на Flickr

  • Tôm & Tép
  • Tôm & Tép
  • Tôm & Tép
  • Tôm & Tép
  • Tôm & Tép
  • Tôm & Tép

Вся информация на данном сайте приводится исключительно в ознакомительных целях и не может использоваться как рекомендация для самостоятельного лечения. Не занимайтесь самостоятельным лечение, обращайтесь к сертифицированным медицинским специалистам.

BINOW.RU © 2009 2019 Все права сохраняются за правообладателями.

При полном или частичном копировании указывать активную ссылку на BINOW.RU